Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)

На историю работы УК, на количество фондов, находящихся  под ее управлением, на сроки существования  этих фондов, на доходность, которая  была получена в расчете хотя бы за год.

Осторожнее всего  надо принимать решение, планируя финансовые инвестиции в малоизвестные и  «молодые» фонды. Если есть желание  вложить в фонд акций, то следует  выяснить, как вел себя фонд по отношению  к индексу РТС. Если рост фонда  опережал рост индекса или при  снижении индекса падал медленнее, это свидетельствует, что управляющий  неплохо справляется со своей  задачей. Несмотря на то, что это  лишь приблизительные ориентиры, не стоит оставлять их без внимания. Например, при принятии решения о  вложении в НПФ, находящийся под  управлением какой-либо УК,инвесторы обычно ориентируются на индекс ПИФов этой УК.

Действительно, и  ПИФы, и пенсионные фонды являются институциональными инвесторами, деятельность которых схожим образом регулируется государством. Поэтому, наблюдая за динамикой стоимости пая в ПИФах, с некоторой натяжкой можно прогнозировать и оценивать управление пенсионным фондом, не забывая при этом смотреть инвестиционные декларации. Стоимость пая в ПИФе - это и есть его индекс, поэтому по изменению стоимости пая легко судить о доходности и рискованности инвестиций и качестве управления.

При сравнении НПФ  и ПИФов следует принимать во внимание, что горизонты инвестирования у них различаются. Отсюда следует, что стратегия и тактика управления этими фондами должна быть разная и разными должны быть результаты и сроки их достижения. Инвестиции в ПИФы осуществляют чаще всего для непосредственного удовлетворения насущных потребностей, в этом их отличие от НПФ, структуры пенсионных фондов и инвестиционного портфеля ПИФов также должны различаться.

Кроме того, любой  ПИФ должен учитывать, что при  ухудшении ситуации на рынке кое-кто  из инвесторов продаст свои паи, по этой причине УК вынуждена часть  инвестиционного портфеля ПИФа держать в высоколиквидных и не слишком доходных активах. Эффективность управления при этом снижается, также может быть занижена эталонная оценка. Сравнение с индексом паевых инвестиционных фондов часто рассматривается как простой и доступный способ оценки эффективности управления пенсионными фондами. 

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Затронув тему негосударственных  пенсионных фондов (НПФ), рассмотрим подробнее  эту группу участников рынка ценных бумаг.

НПФ – представляют собой некоммерческие организации, их основной задачей является социальная поддержка населения.

Весь доход от размещения пенсионных резервов идет на их пополнение и частично (по факту  получения дохода) на оплату работы самого НПФ.

Текущее состояние  регулирования НПФ в России строится на принципах, соответствующих международным  «Основным принципам регулирования  частных трудовых пенсионных схем», сформулированном в рамках Международной  ассоциации пенсионных регуляторов (International Network of Pension Regulators and Supervisors -INPRS), учрежденной в апреле 2000 года в целях содействия развитию частных пенсионных систем, созданию адекватных систем регулирования и обмена информацией.

Более 130 пенсионных регуляторов разных стран являются ее участниками, административную поддержку INPRS осуществляет Секретариат ОЭСР. Всем известно, что в 2002 году в России стартовала пенсионная реформа, которая, конечно же, привлекает интерес к рынку коллективных инвестиций в целом и негосударственным пенсионным фондам в частности. Суть реформы: от чисто распределительной государственной пенсионной системы перейти к смешанной - распределительно-накопительной.

Обязательное пенсионное страхование по старости и инвалидности теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Мировой  опыт показывает, что финансовые интересы лиц пенсионного возраста наилучшим  образом обеспечиваются, если в комплексе  пенсионного страхования наряду с управляемой государством распределительной  системой развивается и накопительная  система, в которой пенсионные взносы используются для инвестирования в  финансовые активы.

В долгосрочной перспективе  общая сумма подобных активов  должна вырасти при помощи прироста, полученного на фондовом рынке.

С 2002 года - года начала пенсионной реформы - через свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) все мы узнали понятие  инвестиций и стали чуть-чуть инвесторами. А граждане моложе 1967 года рождения, возможно, даже начали думать над самостоятельным  инвестиционным решением - кому доверить свою накопительную часть пенсии. Эта возможность выбора была предоставлена  в 2003 году. Им следовало решить, оставить ли деньги в ПФР, тем самым доверив  их государственной управляющей  компании, для консервативного инвестирования (как правило, в низкодоходные государственные ценные бумаги) или передать частным управляющим компаниям. В 2004 году для этой категории будущих пенсионеров появился третий возможный вариант - перевод средств в негосударственные пенсионные фонды. Соответственно новой редакции Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» расширилась сфера деятельности НПФ.

Теперь наряду с  добровольным пенсионным обеспечением, осуществлявшимся за счет самих граждан  или их работодателей на основании  заключенных договоров с НПФ, как было до этого на протяжении двенадцати лет, пенсионные фонды получили возможность участвовать и в обязательном пенсионном страховании. Они могут работать с пенсионными накоплениями, если будущие пенсионеры добровольно на основании заявления отдадут им в управление часть своей пенсии (накопительная часть). НПФ передаст пенсионные резервы на основании договора о доверительном управлении в те же УК, которые к этому моменту уже управляют собственными ПИФами. Таким образом, эта часть пенсионных накоплений в любом случае попадает на фондовый рынок, независимо от того, принято решение промолчать и оставить их в ПФР или передать в НПФ, только результаты скорее всего будет разными. Законодательные ограничения призваны снизить риски от инвестирования пенсионных накоплений граждан. В дополнение к этому и в отличие от работы со средствами ПИФов, управляющая компания обязана гарантировать пенсионному фонду возвратность и минимальную доходность по результатам управления. Рассматривать такую форму коллективного инвестирования в рамках обязательного или добро вольного пенсионного обеспечения как способ получения дополнительного дохода не стоит. НПФ будет скорее сохранять вложенные таким образом отчисления или сбережения от инфляции, чем зарабатывать значительный доход будущему пенсионеру, а при наступлении пенсионного возраста оказывать ему социальную поддержку.

Соответственно  с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» взносы из накопительной пенсионной системы могут быть вложены:

• в ценные бумаги местных органов самоуправления и правительства

• облигации, предоставленные  другими российскими эмитентами

• акции включенных в листинг российских компаний

• акции или паи  индексных паевых фондов, размещающих  средства в иностранные облигации  и акции инвестиционной категории  и ипотечные ценные бумаги российских эмитентов

• рублевые банковские счета или вклады

• валютные банковские депозиты 

Фонды банковского управления (ОФБУ)

О паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах сегодня уже многие имеют  представление в отличие от общих  фондов банковского управления (ОФБУ).  Рассмотрим основные характеристики, которые свойственны этой форме коллективного инвестирования.

 В целом ОФБУ  очень похож на ПИФ, но имеет  ряд принципиальных отличительных  особенностей.

• Во-первых, управление фондом принадлежит банку, а не частной  управляющей компании, которая обладает специальной лицензией.

• Во-вторых, принимая решение стать учредителем в  каком-либо из ОФБУ, инвестор не становится владельцем ценной бумаги – пая, и  на него не распространяется законодательство ни о рынке ценных бумаг, ни о паевых инвестиционных фондах. На руки инвестору выдается сертификат долевого участия. Это можно назвать номинальным паем, скорее чем-то вроде показателя, по которому можно следить за доходностью своего вложения. Сертификат долевого участия – это не имущество, в отличие от пая, он не может выступать предметом договоров купли-продажи или других сделок.

ПИФы и НПФ подлежат жесткому государственному регулированию, тогда как ОФБУ до сих пор регулируются, по сути, одной инструкцией Центрального банка России от 2 июля 1997 г. № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации». Доверительное управление в ОФБУ обладает высоким потенциалом, но положение его менее привлекательно, чем у управляющих компаний, ПИФов и НПФ, так как правовой статус ОФБУ недостаточно определен. Сертификат долевого участия является документом, который свидетельствует о том факте, что имущество передается в доверительное управление, также он фиксирует размер доли учредителя в составе ОФБУ.

• В-третьих, благодаря  указанному выше, у ОФБУ больше «развязаны руки» при инвестировании в различные активы, их инвестиционные проекты ограничены в основном только декларацией фонда. Например, ОФБУ имеют возможность инвестировать во фьючерсы и опционы, валюту и ценные бумаги иностранных эмитентов, драгоценные металлы и т.д. - ограничений практически никаких, что добавляет мобильности при принятии решения во время возможных резких движений рынка, может увеличить доходность учредителей и дополнительный риск.

Итак, рассмотрев три  наиболее известные формы коллективного  инвестирования, можно определить их основные различия и похожие моменты. Паевые фонды, как и пенсионные, имеют  схожее законодательство и общий  регулятор, то есть управляются одними и теми же управляющими компаниями, но их деятельность различается по временным горизонтам, социальному  значению и решаемым для инвесторов задачам.

Паевые фонды  и общие фонды банковского  управления имеют разные регуляторы и подчиняются различному законодательству, строят свою работу по различным принципам  формирования общего имущества, но преследуют одинаковые, с точки зрения инвесторов, цели, решают одинаковые задачи и используют похожие механизмы при их достижении. При принятии решения о размещении своих средств инвестору следует  определиться, какие цели он планирует  достичь, какие риски он готов  на себя взять, и выбрать соответствующую  форму инвестирования своих сбережений для их достижения. 

    1. Дополнительная эмиссия акций для усиления конкурентоспособности компании

Цель дополнительной эмиссии  – финансовая стабильность, обеспечение  дальнейшего развития и усиление конкурентоспособности компании.

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным  и дорогостоящим процессом. Поэтому  к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует  прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

 С позиции финансового  менеджмента основной целью эмиссионной  политики является привлечение  на фондовом рынке необходимого  объема собственных финансовых  средств в минимально возможные  сроки. С учетом сформулированной  цели эмиссионная политика предприятия  представляет собой часть общей  политики формирования собственных  финансовых ресурсов, заключающейся  в обеспечении привлечения необходимого  их объема за счет выпуска  и размещения на фондовом рынке  собственных акций.

Разработка эффективной  эмиссионной политики предприятия  охватывает следующие этапы:

  1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.  Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.  В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
  2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются: 
 

- Реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.д.);  

- Необходимость существенного  улучшения структуры используемого  капитала (повышение доли собственного  капитала с целью роста уровня  финансовой устойчивости; обеспечение  более высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение  за счет этого стоимости привлечения  заемного капитала; повышение эффекта  финансового левериджа и т.д.);  

- Намечаемое поглощение  других предприятий с целью  получения эффекта синергизма (участие  в приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если  при этом обеспечивается приобретение  контрольного пакета акций или  преимущественная доля в уставном  фонде);

  1. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходит из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
  2. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы ни их приобретение корпоративными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 25% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
  3. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики) и затрат по выпуску акций и размещению эмиссий (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента по кредитам. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
  4. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продаж акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

Ниже в Таблице 5  приведены преимущества и недостатки дополнительной эмиссии акций.

Таблица 5. Преимущества и недостатки дополнительной эмиссии акций

Преимущества

Недостатки

  • Отсутствие необходимости при второй и прочих эмиссиях вносить изменения в устав акционерного общества; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые объявляются при учреждении общества;
  • Возможность моделирования изменений уставного капитала акционерного общества при его учреждении;
  • Представление полной свободы акционерному обществу в определении перспектив финансового развития;
  • Расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала;
  • Ускорение роста уставного капитала.
  • Практически полную свободу и бесконтрольность совета директоров в изменении состава собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к его компетенции;
  • Субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;
  • Отсутствие методик, рекомендаций по оптимизации соотношения числа дополнительных и размещенных акций с учетом конкретного профиля, отраслевой принадлежности акционерного общества.

То, что пока многие предприятия  попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует об отсутствие у многих акционеров четкого представления  о механизме ее осуществления. Дополнительная эмиссия является одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в  реальном доступе к управлению капиталом.  
Негативное отношение к дополнительной эмиссии связано с необходимостью тщательно готовить документы по ее проведению, большими организационными хлопотами и неопределенностью ее социально – экономических последствий для трудового коллектива и аппарата управления. Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров – учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способы, прежде всего привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший эффект достигается при крупном размере дополнительной эмиссии. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются большим объемом привлеченных инвестиций. Фактором, стимулирующим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, объединение депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует проведению дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Кроме того, снижение инвестиционной привлекательности других финансовых инструментов создает дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также заинтересованы в приобретении (в результате размещения дополнительных акций) определенной части акционерного капитала целого ряда перспективных российских предприятий. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ ряда отраслей проявляют банки и банковские ассоциации. 

 Многие акционерные  общества испытывают трудности,  связанные с нехваткой финансовых  ресурсов. Отсюда неплатежи, недостаточный  уровень обеспечения производства  необходимыми материальными ресурсами,  задержки выплат заработной платы.  По оценкам специалистов 1/5 российских  предприятий не используют заемных  средств. Заметим, что в большинстве  случаев это происходит из-за  невозможности выплачивать высокие  проценты и низкой платежеспособности  предприятий. С другой стороны,  с усилением конкуренции предприятия  теряют традиционные рынки сбыта.  Конкуренты переманивают постоянных  смежников, поставщиков более  льготными условиями сотрудничества, устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется высокими  экспортными тарифами и, как  правило, низкой конкурентоспособностью  отечественных товаров на мировом  рынке. В этих условиях дополнительная  эмиссия выступает одним из  факторов поддержания конкурентных  позиций предприятий.

К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:

  • Отсутствие свободных финансовых ресурсов для их проведения (требуются средства на рекламу, печатание акций, организацию эмиссии, подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию и др.);
  • Нехватка квалифицированных специалистов, способных грамотно обосновать и эффективно осуществить дополнительную эмиссию;
  • Отсутствие четко определенного механизма проведения дополнительной эмиссии;
  • Недостаточное предложение услуг по проведению дополнительных эмиссий из-за слабого развития региональной инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • Неотрегулированность, противоречивость ряда законодательных и нормативных актов. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» разрешает осуществлять дополнительную эмиссию в любое время, а налоговое законодательство не содержит прямой нормы по вариантам изменения рыночной стоимости имущества акционерного общества в результате дополнительной эмиссии.

Ключевая задача дополнительной эмиссии – обеспечение эффективных  условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным  конфликтам в коллективе предприятия  и острейшим социально – экономическим  проблемам его развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают  из-за:

  • Недостаточной информированности членов коллективов об условиях дополнительной эмиссии;
  • Непродуманности организационных вопросов ее проведения;
  • Отсутствие контроля;
  • Игнорирование имеющегося опыта проведения дополнительных эмиссий;
  • Не учета изменения законодательства и нормативных актов;
  • Отсутствия рекламы;
  • Недостаточного опыта организаторов;
  • Неподготовленности экономического обоснования дополнительного выпуска.

Социально – экономические  проблемы появляются, если:

  • Не решены вопросы изменения размера уставного капитала;
  • Не отрегулированы вопросы изменения номинальной стоимости акций;
  • Не сбалансированы пропорции между номинальной и реальной рыночной стоимостью акций;
  • Между стоимостью акций и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг;
  • Не отработан механизм возможной конвертации ценных бумаг;
  • Не продумана дивидендная политика;
  • Не согласованы вопросы учетной политики предприятия и условия дополнительной эмиссии;
  • Не учтены особые мнения совета директоров (наблюдательного совета) и работников дополнительной исполнительной дирекции, интересы отдельных акционеров;
  • Не определены социально – экономические перспективы развития предприятия;
  • Не выявлены возможные социально – экономические последствия дополнительной эмиссии;
  • Не установлены границы возможного финансового риска.
    1. Финансовый лизинг

В настоящее время многие предприятия  испытывают недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, не могут  производить конкурентоспособную  продукцию и осваивать зарубежные рынки сбыта. В этих условиях предприятия  вынуждены брать кредиты, однако в ряде случаев банки, не имея гарантий возврата денежных средств, не предоставляют кредиты таким предприятиям. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Именно лизинг устраняет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию основных фондов, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия