Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)

Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления

Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления

Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам и вопросам управления

Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления

 

63900268 9004448562

Содержание

Введение …………………………………………………………………………      3

  1. Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов…………………………………………....      5
    1. Основные инструменты финансового рынка и их классификация……..    10
  2. Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия

2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России………………………………………………………………………..  15

2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………...  29

2.2.1.  Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране………………………………………………………………………..   39

    1. Хеджирование как инструмент снижения риска…………………………    46
    2. Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке………………………………………………………..    52
    3. Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………..    64
    4. Финансовый лизинг…………………………………………………………   71

Заключение ………………………………………………………………………..  83

Список используемой литературы……………………………………………...  86

 

 

 

Введение

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский форум по проблемам  управления” определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш  взгляд, заключается в том, что  оно касается только товара и учитывает  исключительно ценовые и неценовые  характеристики.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. 

Принято выделять три группы факторов, влияющих на успех компании в конкурентной борьбе:

  • внутренние компетенции – уникальность технологий, исключительность ресурсов, а также знания, умения, навыки и опыт персонала,
  • внешние компетенции – хорошо разработанная инфраструктура бизнеса: налаженное взаимодействие с поставщиками, сбытовыми структурами, финансовыми институтами, государственными органами и общественными движениями,
  • динамические способности.

В данной работе мы подробно остановимся на рассмотрении факторов внешней компетенции, а именно на финансовых инструментах, к которым может прибегать предприятие для повышения своей конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов

 

Многообразие форм финансовых инструментов, характерное для развитой рыночной экономики, является, с одной  стороны, необходимым условием существования  финансового менеджмента как  системы управления финансами организации, а с другой, предоставляет финансовым менеджерам широкие возможности  при принятии решений связанных  с привлечением и  вложением капитала, обеспечивающим максимально эффективную деятельность предприятия.

Одним из факторов конкурентоспособности  предприятия является наличие денежного  потока, позволяющего не только поддерживать существующий уровень, но и обеспечивать своевременную реализацию мероприятий, повышающих общий конкурентный уровень. Одним из наиболее распространённых примеров таких мероприятий является инвестиционный  проект.

Следует отметить, что на практике при обсуждении вопросов финансирования инвестиционных проектов ряд топ - менеджеров отечественных предприятий часто использует один из двух тезисов:

  1. Если есть собственные ресурсы, то лучше к заёмному финансированию не прибегать. А если собственных ресурсов не хватает для реализации инвестиционного проекта, то лучше и не начинать. «Берёшь чужие деньги, отдаёшь свои», - говорят такие топ-менеджеры.

Наверно, такая точка зрения имеет право на существование, но при этом мы понимаем, что предприятие  само себя ограничивает в перспективах дальнейшего развития и наращивании  своего конкурентного потенциала. Теория финансового менеджмента говорит  нам, что финансовое плечо в определенных пределах может и должно использоваться предприятием – это основная посылка, из которой мы исходим.

  1. Ряд менеджеров, которые не разделяют вышеуказанной позиции, могут придерживаться следующего – срок привлекаемого заёмного финансирования (например, в форме кредита) должен быть не меньше срока окупаемости инвестиционного проекта.

Безусловно, они правы  и это есть самая легкая задача: прийти в банк, оформить кредит, например, на десять лет, имея расчетный срок окупаемости лет семь. В таком  случае, достаточно владеть подходами  к оценке инвестиционных проектов, удачно презентовать свой бизнес-план в банке и здесь отсутствует  всякий смысл моделировать различные  варианты использования тех или  иных инструментов внешнего финансирования. [12]

Принимая же во внимание дефицит «длинных» ресурсов в  отечественной банковской системе, а также ставя задачу минимизировать стоимость обслуживания заёмного капитала для инициатора инвестиционного  проекта, мы понимаем, что необходимо раскрыть особенности и владеть  тем имеющимся в настоящее  время в отечественной банковской системе инструментарием, который  позволяет и обеспечить финансирование инвестиционного проекта, и минимизировать стоимость этого финансирования.

Под финансированием проекта  мы понимаем обеспечение проекта  инвестиционными ресурсами (в том  числе – денежными средствами, прочими инвестициями (основными  и оборотными средствами, имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, правами землепользования и пр.)).

При этом основными стадиями организации финансирования инвестиционного  проекта являются следующие:

1)      Анализ жизнеспособности проекта (определение целесообразности проекта по затратам и планируемой прибыли).

2)      Разработка плана реализации проекта (оценка рисков, ресурсное обеспечение и т.д.).

3)      Организация финансирования, в том числе оценка возможных форм финансирования и выбор конкретной формы или их комбинации, определение финансирующих организаций, определение структуры источников финансирования, контроль выполнения плана и условий финансирования.

В наиболее общем виде система  финансирования инвестиционных проектов должна включать в себя два элемента:

ü    источники финансирования;

ü    организационные формы финансирования.

Сам процесс финансирования проектов, как уже отмечалось, может  осуществляться трёмя способами:

ü    самофинансирование, предполагающее использование в качестве источника финансирования собственные средства инвестора;

ü    использование заёмных средств;

ü    сочетание собственных и заёмных средств.

При этом мы исходим из того, что наиболее приемлемым для предприятия (как с точки зрения риска, так  и с точки зрения эффективности) является сочетание использования  собственных и заёмных средств.

Общепризнанной является классификация источников: внутренние и внешние. Соответственно, всё многообразие внешних источников свидетельствует об актуальности  рассмотрения и анализа именно их.

При этом среди всех внешних  источников финансирования инвестиционных проектов целесообразно выделить 3 основных группы:

1)      Инструменты частного заёмного (долгового) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются кредит, лизинг, инструменты экспортно-импортного финансирования, проектное финансирование и структурные продукты.

2)      Инструменты публичного заёмного (долгового) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются выпуск облигаций и кредитных нот.

3)      Инструменты публичного акционерного (долевого) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются частное, первичное и вторичные размещения акций на фондовом рынке.

Стратегия финансового развития предприятия может строиться  на практическом применении рассмотренных  выше трёх групп инструментов финансирования. При этом управление конкурентоспособностью предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, заключается в построении оптимальной комбинации рассмотренных инструментов финансирования, позволяющих минимизировать стоимость обслуживания заёмного капитала при сохранении утверждённой стратегии развития предприятия в целом. [10]

При этом необходимо отметить определенную зависимость между  стадиями жизненного цикла предприятия  и инструментами финансирования, наиболее подходящими и доступными на каждой из стадий (табл.1).

Таблица 1. Взаимосвязь стадий жизненного цикла предприятия и применяемых инструментов финансирования

Стадия жизненного цикла

 предприятия

Инструменты финансирования

Становление

(этап предпринимательства)

Собственные средства

Проектное финансирование

Факторинг

Развитие (этап коллегиальности)

Кредит

Лизинг

Экспортно-импортное финансирование

Структурные продукты

Зрелость

(формализация 

деятельности)

Облигационные займы

Кредитные ноты

Частное размещение

Реструктуризация

IPO

Вторичные выпуски

Старость (этап спада)

Все вышеперечисленные


 

 

Следовательно, применение тех или иных конкретных инструментов финансирования зависит не только от содержания самого инвестиционного  проекта, но и от стадии жизненного цикла, в котором находится само предприятие.

Необходимо понимать, что  указанные взаимосвязи являются достаточно условными и в ряде случаев возможны некоторые структурные  «сдвиги» в приведённой зависимости. Например, облигационные займы, кредитные  ноты, частное размещение могут реализовываться  также и на этапе развития, и  на этапе реструктуризации.

В связи с этим приведённая  таблица может использоваться в  сочетании со следующим принципом: все доступные инструменты финансирования находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. 

Этот принцип формализуется  в Пирамиде стратегии финансового  развития предприятия (рис.1).

Приведённая Пирамида призвана показать, что каждый инструмент последующего уровня основывается на практическом применении предыдущих. При этом одновременное использование инструментов разного уровня призвано лишь дополнить, диверсифицировать источники привлечения заёмных средств и дать предприятию оптимальную финансовую гибкость. 

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия