Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)

· получение дополнительного  дохода

· получение дополнительного  дохода, при отсутствии высокой степени  риска потерять свой капитал, т.к. франчайзи  имеет свои источники финансирования;

· экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической  базы (производственные, торговые и  офисные помещения, оборудование и  т.д.), т.к. франчайзи могут полностью  или частично иметь ее в собственности.

· экономия на административно-хозяйственных  и управленческих расходах, которые  осуществляет сам франчайзи.

Со своей стороны франчайзи  может быть заинтересован в следующих возможностях системы:

· вступление под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании, увеличивает привлекательность  для потребителя ( в отличие от неизвестного ) и увеличивает круг покупателей или клиентов особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака;

· вступление в готовый  бизнес в значительной степени гарантирует  достижение определенных результатов  за счет использования возможностей системы;

· сохранение юридической  самостоятельности не вступает в  противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное  принятие управленческих решений;

· постоянная техническая, и  консультативная поддержка со стороны  франчайзера;

· гарантированная система  поставок;

· приобретение определенного  уровня защищенности на территории присутствия  франчайзера;

· повышение статуса франчайзи  при проведении переговоров, получении  кредитов и т.д., при достижении полного  единообразия с франчайзером;

· благодаря известности  франчайзера, гарантированным маркетинговым  исследованиям и рекламным компаниям  круг постоянных потребителей франчайзи  увеличивается;

· значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и  регистрации собственного товарного  знака, отработке технологии ведения  бизнеса, ведении переговоров и  поиске партнеров;

· снижение риска банкротства, т.к. франчайзи использует в своей  практической деятельности опыт франчайзера  и пользуется системой поддержки.

Взаимодействие франчайзера  с участниками системы может  осуществляться либо непосредственно  с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно. [5]

При всех возможностях системы  ее использование на практике на начальной  стадии представляет определенные трудности. Необходимо соблюсти следующие основные условия, предшествующие появлению  первого пилотного предприятия-франчайзи:

· оценить готовность потенциального франчайзера к переходу на новую систему по определенной группе факторов;

· определить предмет договора франчайзинга и разработать пакет  документов, входящих во франшизу;

· оценить потенциальные  рынки, на которых предполагается проводить  политику активного продвижения;

· оценить потенциальных франчайзи и разработать политику привлечения к работе в системе.

Моделируя систему франчайзинга необходимо также учитывать, что  при всей полезности изучения зарубежного  опыта система должна работать в  рамках законодательного поля России, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе.

Основные проблемы франчайзинга в России и их типология

Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки.

Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.


 



 

 

Рис.2  Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в России

Экономические проблемы. 

Франчайзинг - экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно  отнести:

  • нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
  • отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.

Важнейшей экономической  проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Последнее десятилетие, в  котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к  таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не может  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все  отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом.

Попытка получить стартовый  капитал в виде банковского кредита  также сталкивается с рядом проблем:

  • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
  • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Социально-психологические  проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера. [13]

Особое место среди  проблем франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга.

Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в  Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно  сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно  усложняет возможность кредитования франчайзи.

Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опять-таки решения  экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Входя во франчайзинговую  систему, франчайзи испытывает ряд  опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.

В первую очередь он опасается  банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что  должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим  аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к  интеллектуальной собственности. Решение  этой проблемы требует сочетания  экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным  несанкционированное использование  чужой интеллектуальной собственности.  

Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.

Решение образовательных  проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области  права и экономики.

Организационно-правовые проблемы

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время  концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг  как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной правовой системе  России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.

Однако самый поверхностный  анализ этой главы позволяет утверждать:

  • "коммерческая концессия" значительно уже понятия "франчайзинг";
  • франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике.

Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в  законодательство.

Ими необходимо достичь следующих  целей:

  • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
  • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
  • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны  между собой.

Для реализации поставленных целей необходимо создать систему  законодательных актов, в которую  должны входить:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
  • Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
  • законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
  • Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.

В этой системе необходимо разработать и принять новый  закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

В Гражданский кодекс РФ необходимо:

  • ввести понятие и определение франчайзинга;
  • сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
  • определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
  • ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так  и терминологию франчайзинга к мировой  практике, что особенно важно для  создания франчайзинговых систем с  участием иностранного капитала.

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия