Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)

 

 

Рис. 1- Пирамида стратегии  финансового развития предприятия

 

Каждый из инструментов, входящий в рассматриваемую Пирамиду, естественно, имеет свои преимущества и недостатки. Соответственно, для  каждого инструмента может быть осуществлён SWOT-анализ, который эффективен лишь при учёте конкретной ситуации, в которой находится предприятие. Кроме того, на выбор того или иного инструмента финансирования оказывает и субъективный фактор – мнение акционеров. Например, при частном размещении - насколько действующие акционеры готовы к «размыванию» своей доли в акционерном капитале. [4]

Таким образом, эффективность  построения стратегии финансового  развития оказывает существенное влияние  на общую конкурентоспособность  предприятия как в настоящем моменте, так и в будущем.

 

 

    1. Основные инструменты финансового рынка и их классификация

 

Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Обращающиеся на финансовом рынке инструменты, обслуживающие операции на различных его видах и сегментах, характеризуются на современном этапе большим разнообразием. 

Таблица 2. Классификация финансовых инструментов

   

1.По видам финансовых  рынков различают следующие обслуживающие  их инструменты:

а) Инструменты кредитного рынка.

б) Инструменты фондового  рынка.

в) Инструменты валютного  рынка.

г) Инструменты страхового рынка.

д) Рынок золота (серебра, платины).

2.По виду обращения  выделяют следующие виды финансовых  инструментов:

а) Краткосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения  до одного года).

б) Долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения  более одного года

3.По характеру финансовых  обязательств финансовые инструменты  подразделяются на следующие  виды:

а) Инструменты, последующие  финансовые обязательства по которым  не возникают (инструменты без после  дующих финансовых обязательств).

б) Долевые финансовые инструменты

в) Долевые финансовые инструменты.

    4.По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:

а) Первичные финансовые инструменты (финансовые инструменты  первого порядка).

б) Вторичные финансовые инструменты или деривативы (финансовые инструменты второго порядка).

5. По гарантированности  уровня доходности финансовые  инструменты подразделяются на  следующие виды:

а) Финансовые инструменты  с фиксированным доходом.

б) Финансовые инструменты  с неопределенным доходом.

6. По уровню риска выделяют  следующие виды финансовых инструментов:

а) Безрисковые финансовые инструменты.

б)  Финансовые инструменты  с низким уровнем риска.

в) Финансовые инструменты  с умеренным уровнем риска.

г) Финансовые инструменты  с высоким уровнем риска.

д) Финансовые инструменты с очень высоким уровнем риска ("спекулятивные").


 

Приведенная классификация  отражает деление финансовых инструментов по наиболее существенным общим признакам. Каждая из рассмотренных групп финансовых инструментов в свою очередь классифицируется по отдельным специфическим признакам, отражающим особенности их выпуска, обращения и погашения. Рассмотрим более подробно состав и характер отдельных финансовых инструментов, обслуживающих операции на различных видах финансовых рынков.

 

Таблица 3. Состав и характер отдельных финансовых инструментов

   

Основными финансовыми  инструментами кредитного рынка  являются:

а) денежные активы, составляющие основной объект кредитных отношений  между кредитором и заемщиком;

 б) чеки, представляющие денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца текущего счета в банке (или другом кредитно-финансовом институте) о выплате по его предъявлении обозначенной в нем суммы денег.

   в) аккредитивы.

г) векселя.

д) залоговые документы.

е) прочие финансовые инструменты  кредитного рынка. К ним относятся  девизы, коносамент и т.п.

Основными финансовыми  инструментами рынка ценных бумаг являются:

а) Акции.

б) облигации.

в) сберегательные (депозитные) сертификаты.

г) деривативы

д) прочие финансовые инструменты фондового рынка.

Основными финансовыми  инструментами валютного рынка  являются:

а) валютные активы, составляющие основной объект финансовых операций на валютном рынке;

б) документарный валютный аккредитив;

в) валютный банковский чек;

г) валютный банковский вексель;

д) переводной валютный коммерческий вексель;

е) валютный фьючерсный контракт;

ж) валютный опционный контракт;

з) валютный своп;

и) другие финансовые инструменты  валютного рынка (договор "репо" на валюту, валютные девизы и т.п.).

Основными финансовыми  инструментами страхового рынка  являются:

а) контракты на конкретные виды страховых услуг (страховых  продуктов;

б) договоры перестрахования, используемые при формировании финансовых взаимоотношений между страховыми компаниями;

в)   аварийная подписка (аварийный бонд).

Основными финансовыми  инструментами рынка золота являются:

а) золото как финансовый авуар, составляющий основной объект финансовых операций на этом рынке;

б) система разнообразных  деривативов, используемых при осуществлении  сделок на бирже драгоценных металлов (опционы, фьючерсы и т.п.).


Рассмотренная выше система  основных инструментов финансового  рынка находится в постоянной динамике, вызываемой изменением правовых норм государственного регулирования  отдельных рынков, использованием опыта  стран с развитой рыночной экономикой, финансовыми инновациями и другими  факторами. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия

 

    1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем  развития в России

Решение многих экономических  проблем современной России требует  новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Некоторые компании, несмотря на сегодняшние непростые условия, не отказываются от планов по развитию и расширению бизнеса. Однако в ряде отраслей целесообразно выбирать между  двумя вариантами развития – открытием  собственной компании либо продажей франшизы на ведение бизнеса стороннему предприятию.

Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых  преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, затрудняется повышенными коммерческими  рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

Организация предприятия  бизнеса на условиях франшизы значительно  снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного  и доказавшего свою эффективность  бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.

Анализ проблем франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.

В отечественной экономической  литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения.

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение.

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.

Этот товар должен обладать следующими признаками:

  • известной торговой маркой;
  • номенклатура товаров должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут  быть следующие товары:

  • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
  • услуга;
  • производственный процесс;
  • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
  • комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер.

Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет  другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее  оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера  и под его торговой маркой.

Франчайзер в системе всегда один.

Вторая сторона - франчайзи.

Франчайзи является, как  правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право  на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.

Франчайзи может быть несколько  в одной франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и любой  вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

1. Одноразовая оплата  франшизы (паушальный платеж), которая  предоставляет право франчайзи:

  • пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;
  • открыть собственное франчайзинговое предприятие;
  • получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

3. Отчисление в централизованный  рекламный фонд.

4. Дополнительные платежи,  направленные на покрытие стоимости  дополнительных услуг.

Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут  руководствоваться в своей деятельности.

Франчайзеру система предоставляет следующие возможности:

· расширение производства и/или сбыта товаров и услуг  и соответственно получение дополнительного  дохода;

· продвижение на рынке  товаров и услуг и самой  организации за счет участников системы;

· увеличение степени контроля на рынке;

· сбыт товаров и услуг  на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка  с целью ограничения конкуренции  между франчайзи без нарушения  антимонопольного законодательства;

· регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;

· проведение единой ценовой  политики, без опасности нарушения  антимонопольного законодательства;

· расширение опыта ведения  бизнеса на основе обратных информационных связей;

· получение дополнительного  дохода от уступки прав на использование  товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия