Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов………………………………………….... 5
Основные инструменты финансового рынка и их классификация…….. 10
Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России……………………………………………………………………….. 15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………... 29
2.2.1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране……………………………………………………………………….. 39
Хеджирование как инструмент снижения риска………………………… 46
Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке……………………………………………………….. 52
Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………….. 64
Финансовый лизинг………………………………………………………… 71
Заключение ……………………………………………………………………….. 83
Список используемой литературы……………………………………………... 86

Работа состоит из  1 файл

Конкурсная работа готовая.docx

— 279.33 Кб (Скачать документ)
  • поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;
  • финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
  • финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста  его кредиторской задолженности. Кроме  того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. Если деньги компании не нужны, то она может не уступать банку свои денежные требования.  В целом эта услуга получается даже дешевле, чем кредит, несмотря на большие проценты, поскольку в случае получения кредита компания практически всегда имеет на счету определенный неснижаемый остаток.

Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.

Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как "Ашан", "Седьмой континент", "Метро" работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.

2. Административное управление  дебиторской задолженностью

Факторинг позволяет клиенту также  избавиться от рутинной работы, связанной  с отслеживанием состояния дебиторской  задолженности, напоминанием дебиторам  о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

3. Оценка платежеспособности покупателей  поставщика

В странах, где кредитные бюро и  рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка.

4. Страхование рисков, связанных  с поставкой товаров с отсрочкой  платежа, в том числе риска  неполучения платежа от покупателя  в срок, из-за чего у продавца  могут возникать проблемы с  недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.

 Платежная дисциплина российских покупателей является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая и не слишком плохая.  В 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговывать себе покупатели, тем более капризным становится их поведение. [3]

Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных функций.

Отдельные функции факторинга выполняют  банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые  заинтересованы именно в сочетании  услуг, которые присущи данному  продукту.

Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом  перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет  для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным  объемом трудовых и финансовых ресурсов.

 

      1. Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране

Дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота  собственных оборотных средств предприятия. Этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятий, экономический смысл которых выражается в следующих аспектах.

1. В условиях инфляции  возвращаемые должниками денежные  средства обесцениваются, «облегчаются».  Этот аспект особенно важен  для настоящего состояния российской  экономики с высоким уровнем  инфляции.

2. Выведение из оборота  части средств в виде дебиторской задолженности побуждает многие предприятия компенсировать это за счет заемных средств, прежде всего кредиторской задолженности. В силу того, что все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с соответствующими затратами.

3. Кроме того, чем длительнее  период погашения дебиторской  задолженности, тем выше вероятность  появления безнадежных долгов. При  решении проблемы минимизации  косвенных потерь от дебиторской  задолженности предприятия возможны  два пути.

С одной стороны, предприятие  может предпринимать действия, стимулирующие  дебиторов вовремя погашать задолженность (например, предоставление скидок за оплату задолженности в первые две недели).

С другой стороны, предприятие  может продавать задолженность  факторинговой компании, в результате чего ускоряется оборачиваемость оборотных средств, и, следовательно, сокращается потребность в них. Преимуществом использования факторинговой технологии является также возможность передачи управления дебиторской задолженностью факторинговой компании. В рамках этой функции факторинговая компания ведет учет состояния и движения дебиторской задолженности поставщика, а также предоставляет поставщику отчеты по ряду позиций:

- отчет о переводе средств продавцу; отчет о состоянии просроченной задолженности;

- отчет о поставках,  зарегистрированных за период;

- отчет о статистике  платежей дебиторов и т. п. 

Помимо работы по контролю за дебиторской задолженностью поставщика факторинговая компания по мере необходимости контактирует с его покупателями (например, при приближении сроков оплаты поставки). Таким образом, осуществляя административное управление дебиторской задолженностью поставщика, факторинговая компания освобождает его от массы работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности. В заключение необходимо отметить, что факторинг является одним из немногих на сегодняшний день банковских продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора страны. Значение факторинга для российской экономики заключается в том, что его распространение поможет предотвратить дальнейший рост цепочки неплатежей в нашей стране и сократить объем дебиторско-кредиторской задолженности.

Проблемы развития факторинговых  услуг в России

Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов. Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.  На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве. [15]

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».  В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование». В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).  Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа.

Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная  информационная открытость, достоверность  финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.  Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).  Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых. 

Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач. Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками. Оформление залога по факторингу имеет свои нюансы и ограничения. Оформить обеспечение по дебитору не предоставляется возможным.

Ещё одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки. Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат. Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности. [6]

Рис. 8 Динамика объема уступленных требований, млрд. руб.

 

Анализируя данные объемов  уступленных требований в динамике  можно сказать, что вплоть до 2008 года  факторинг набирал обороты  и  пиковый показатель составил 603 млрд. руб., в 2009 году произошел небольшой  спад, в 2010 г.  снова подъем.

 По прогнозам  Объем  рынка факторинга по итогам 2011 года должен составит около  700 млрд. рублей.

 Несмотря на сложность проведения факторинговых операций, они всё равно пользуются  популярностью,  поэтому существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.


    1. Хеджирование как инструмент снижения риска

Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.

В качестве хеджируемого актива может  выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или  планируемый к приобретению или  производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы  неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных  с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

Приведем несколько примеров:

Производитель бензина покупает нефть и планирует продать  произведенный из нее бензин через 3 месяца. Однако, он опасается, что за это время цены на нефть (а вместе с ними, и цены на бензин) снизятся, что приведет к недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск, он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполнения через 3 месяца.

В предыдущем примере производитель  бензина застраховал себя от снижения цен на нефть, однако, вместе с тем, лишился возможности получить дополнительную прибыль от возможного их повышения. Вместо продажи форвардного контракта  он мог приобрести опцион типа "пут" на фьючерсный контракт на бензин со сроком исполнения через 3 месяца (или немногим больше). Опцион этого типа дает его обладателю право продать товар по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки. Затратив некоторые средства сегодня, производитель бензина фиксировал минимальную цену поставки, сохранив возможность продать бензин дороже, если рыночная конъюнктура сложится для него благоприятно.

25% местных налогов штата  Техас поступает от нефтедобывающих  и нефтеперерабатывающих компаний. При падении мировых цен на  нефть поступление налогов сокращается.  Для того, чтобы стабилизировать будущие денежные потоки, администрация штата разработала программу хеджирования будущей цены продажи нефти (это реальный пример).

Как видно из приведенных  примеров, хеджирование может применяться  как для снижения риска потерь, связанных с изменением как цен  на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.

Источники ценового риска

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не хеджировать", компания должна оценить степень  своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место  при выполнении следующих условий:

- цены на исходные материалы  (услуги) или на выходную продукцию  не являются постоянными.

- компания не может  по своему усмотрению устанавливать  цены на исходные материалы  (услуги).

- компания не может  свободно устанавливать цены  на выходную продукцию, сохраняя  при этом объем реализации (в  натуральном выражении).

Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным изменениям цен, это:

- нереализованные запасы  готовой продукции.

- не произведенная продукция  или будущий урожай.

- заключенные форвардные  контракты.

Прежде, чем говорить о  конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем  термин "хеджирование", то имеем  в виду, прежде всего, цель сделки, а  не применяемые средства. Одни и  те же инструменты используются и  хеджером и спекулянтом; разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

Основные инструменты  хеджирования

В зависимости от формы  организации торговли, все инструменты  хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты  хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются  напрямую между контрагентами или  при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы  на них. Торговля этими инструментами  производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной  из сторон в каждой сделке купли-продажи  является Расчетная палата биржи, гарантирующая  выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары. [16]

Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.

Таблица 4. Основные инструменты хеджирования

Основные инструменты  хеджирования

Внебиржевые инструменты

Достоинства:

- в максимальной степени  учитывают требования конкретного  клиента на тип товара, размер  партии и условия поставки

Недостатки:

- низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной  сделкой сопряжено, как правило,  со значительными материальными  издержками

- относительно высокие  накладные расходы

- существенные ограничения  на минимальный размер партии

- сложности поиска контрагента;

- в случае заключения  прямых сделок между продавцом  и покупателем возникает риск  невыполнения сторонами своих  обязательств.

Биржевые инструменты

Достоинства:

- высокая ликвидность рынка  (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент)

- высокая надежность - контрагентом  по каждой сделке выступает  расчетная палата биржи

- сравнительно низкие  накладные расходы на совершение  сделки

- доступность - с помощью  средств телекоммуникации торговля  на большинстве бирж может  вестись из любой точки планеты

Недостатки:

- весьма жесткие ограничения  на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки.

Информация о работе Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия