Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Рыночная концепция управления нацеливает экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей многих миллионов потребителей, обеспечивает комплексное решение проблем производства и потребления. Наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, высокую результативность и эффективность использования трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг средств связи.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

      Рыночная  концепция управления нацеливает экономику  на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей многих миллионов потребителей, обеспечивает комплексное решение проблем производства и потребления. Наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, высокую результативность и эффективность использования трудовых, материальных и денежных ресурсов.

     Одной из областей рыночной экономики является маркетинг как система, которой  свойственны механизмы саморегулирования  в условиях рынка.

      Поворот экономики страны к рыночным отношениям обусловил нынешний взлет популярности маркетинга, практическим воплощением  которой является ориентация на приоритетное положение потребителя по отношению к производителю, ликвидация монополизма. Конечно, маркетинг – не панацея от неудач на рынке, но это такие правила игры в системе товарно-денежных отношений, которые вооружают предприятия верными ориентирами и выводят их на прямую дорогу к успеху. По этому для эффективного функционирования в условиях рыночной экономики каждому предприятию, организации, отросли необходимо осуществлять маркетинговую деятельность, разрабатывать маркетинговую программу; т.е. речь идет, по существу, о перестройке планово-экономической работы предприятия в условиях рыночной экономики.

     При осуществлении маркетинговой деятельности следует исходить из сущности и назначения маркетинга, а также учитывать специфику той сферы общественного производства, где она осуществляется.

     Мы  поговорим об услугах. Услуга есть любая  деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребности и желаний, связанная с обменом стоимостей, но не приводящая к форме собственности на полученную стоимость в смысле, аналогичном приобретению материального продукта.

     Сфера услуг отличается невероятным разнообразием. Тысячи организаций, фирм, групп и лиц существует ради того и благодаря тому, что удовлетворяют те или иные потребности и желания соответствующих потребителей. Пытаясь классифицировать услуги, вообще говоря, бессмысленное занятие. Кроме того, непрерывно появляются новые услуги.

     Наше  общество превращается все больше в  общество услуг, хотя мы пока еще не можем сравниться по этому показателю с наиболее развитыми странами (в Италии 35% занятых во всех сферах, кроме сельского хозяйства, получают доходы за совершение услуг; в ФРГ 41% , а в США – 73%). Быстрые темпы автоматизации и роботизации процессов и операций в промышленности приводят к высвобождению рабочих рук, которые нужно ориентировать на сферу услуг. Именно профессиональная и экономическая миграция, безусловно, предполагает использование маркетинга, потому что безграмотное управление этими процессами есть предпосылка социальных потрясений.

     Постиндустриальный  этап развития экономики связан с  существенным увеличением доли инфраструктурных отраслей, производств с наукоёмкой технологией, значительным ростом сферы услуг и информационного сервиса. В условиях перехода к рыночной экономики существенно возрастает роль связи как элемента инфраструктуры рынка, как фактора сокращения времени и пространства. Инфраструктурный характер деятельности отрасли связи, обслуживающей население и общественное производство, неоднородность, невещественность и всеобщий характер потребления ее услуг, проявление основного эффекта от этих услуг у их потребителей, возрастание требований к качеству услуг, что вызывает необходимость создания значительных резервов мощностей и увеличение фондоемкости, - эти и другие особенности связи должны учитываться при организации маркетинговой деятельности на предприятиях связи.

     Не  случайно новый термин «Информатика», прочно вошедший в мировой словарь за последние 20-25 лет, постоянно соседствует со старым, привычным – «связь». Информатика и связь – это неразрывные звенья одной и той же характеристики состояния мирового общества. Она стала определяющей для ведущих в экономическом отношении стран, к ней динамично стремятся многие развивающиеся страны. Но пока этой характеристике не соответствуют самые слаборазвитые нации – преимущественно страны Центральной Африки, большинство латиноамериканских государств, целые регионы Южной Азии.

     Главное отличие информационного общества традиционного состоит в том, что первое обладает не просто высокоразвитой базой какого-то одного средства передачи и анализа информации (например, проводной телефонной связью и соответствующими приборами), а целым набором взаимно дублирующих и дополняющих систем, постоянно совершенствуемых и все более доступных широкому кругу пользователей. Одним из наиболее ярких показателей степени развития информационного общества служит скорость и надежность передачи сколь угодно большого объема информации, а также скорость и надежность ее обработки в максимально автоматизированном режиме.

     С начала 90-х годов общая ситуация с телефонной связью в России, как бы застывшая в неизменном состоянии с первого послевоенного десятилетия, стала медленно изменяться. Частные инвесторы стали постепенно вкладывать средства в совершенствование и развитие системы связи. Прежде это было обусловлено возникновением и динамичным расширением банковской и биржевой сетей, нуждающихся в технически надежной и нередко взаимодублирующей системе телефонной, телевизионной, компьютерной и пейджинговой связи. Как утверждает еженедельник «Коммерсантъ», по эффективности и прибыльности вложений в работы, связанные с прокладкой новых и усовершенствованием имеющихся коммуникационных сетей, в России сегодня вряд ли какая-либо другая сфера экономики может составить конкуренцию. Буквально за последние 8 лет была создана широкая система сотовой связи в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре и Владивостоке. Был расширен доступ абонентов к ранее ограниченной отечественной сети электронной почты.

     Рыночная  экономика, т.е. экономика мгновенной динамики спроса и предложения, немыслима без эффективной информационной системы. Ее отсутствие было одним из главных тормозов в попытке повысить эффективность и расширенное производство в народнохозяйственном комплексе СССР.

     По  уровню обеспеченности средствами информатики  и связи в 1997 году Россия занимала, по оценкам международных экспертов, 48-е место в мире, уступая не только развитым, но и странам так называемого третьего мира, таким, как Иордания, Китай, Филиппины, Индия, Перу. Более чем вдвое ее разрыв с республикой Корея и Тайванем, а по сравнению с мировым лидером – Норвегией – разрыв превышал 10 раз. Сейчас же по уровню темпов развития в сфере телекоммуникаций и информатизации Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Информационная структура Центральных регионов РФ, в особенности Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, уже практически не уступает по своему развитию странам Центральной Европы. Процесс информатизации общества идет и в периферийных регионах страны, правда, не столь бурно. Это связано, прежде всего, с отсутствием крупных инвесторов на местах, а поток инвестиций из-за рубежа пока весьма скромен.

 

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ  СВЯЗИ 

Основные  итоги деятельности телекоммуникационных компаний в 2002 году и  перспективы развития отрасли связи 

     Одной из самых динамично развивающихся  отраслей в уходящем году остается телекоминдустрия. По признанию экспертов, в этом году им пришлось не раз пересматривать свои прогнозы по темпам роста сотовой связи, интернет-рынка и других секторов рынка телекоммуникаций.

     В течение последних трех месяцев 2002 года сотовые компании во всем мире получили 54,7 миллиона новых абонентов. Это на 6 процентов ниже, чем за тот же период прошлого года. Всего же в мире насчитывается 1 миллиард 132 млн. абонентов, или 19 процентов населения Земли.  Американская исследовательская компания, предоставившая эти данные, заявляет также, что упал и годовой прирост - до 173 миллиона человек. В 2001 году пополнение клиентской базы сотовых компаний составляло 228 миллиона. Около 75 процентов новых абонентов пришлось на страны вне Северной Америки и Западной Европы. В 4-м квартале представление 3G-cервисов, новых телефонов, проведение рекламных кампаний и снижение цен привело к увеличению роста числа абонентов этих услуг в Северной Америке на 75 процентов по сравнению с 3-м кварталом. По всему миру этот показатель в среднем составил 35 процентов. По данным на конец года, GPRS пользовались только 1,4 процента GSM-абонентов, в то время как CDMA1x приняли 17 процентов абонентов CDMA-сетей. CDMA принадлежит 13 процентов рынка сотовой связи. В Северной Америке за год доля этого стандарта выросла с 36 процентов до 41 процента. FastTrack прогнозирует дальнейшее увеличение до 45 процентов к концу 2007 года в основном за счет успехов Verizon, которой принадлежит 22,9 процента рынка. Что касается прогнозов роста числа абонентов на этот год, нью-йоркская компания предполагает повышение на 11 процентов до 1,26 млрд. "В то время, как мировая экономика в целом растет слабо, существуют тенденции улучшения в Северной Америке и Западной Европе", - считают составители отчета.

     Что же касается отечественной индустрии  связи, то по данным Минсвязи, в 2002 году рост телекоммуникационной отрасли  в России составил около 45% по отношению  к 2001 году, а валовой рост оборотов традиционных операторов - 27%. Объем  отечественных инвестиций в отрасль за 9 месяцев 2002 года составил 29 млрд. рублей, или 20% роста, по сравнению с тем же периодом 2001 года. И, тем не менее, даже в такой суперуспешной отрасли по-прежнему есть немало источников проблем. Главное проклятие телекоминдустрии - устаревшее законодательство, не успевающее за веяниями времени. Российский телекоммуникационный рынок бурно растет, в то время как западные телекомы несут миллиардные убытки. Тем не менее, иностранный капитал, который, по идее, должен стремиться на российский рынок, пока сюда не спешит. В том числе из-за того, что законодательные органы не торопятся с принятием нового закона "О связи". Именно это, по мнению аналитиков, - главная неудача удачного 2002 года. Аналитики отмечают, что в свете грядущей либерализации отрасли такая политика может отпугнуть потенциальных инвесторов.

     Для "большой тройки" мобильных  операторов год был исключительно  удачным. Как и прогнозировали аналитики, 2002 год в отечественной сотовой  индустрии стал временем бурного  роста абонентской базы в регионах. Благодаря агрессивному региональному развитию, в 2002 году МТС и "ВымпелКом" существенно увеличили свою региональную абонентскую базу: с 0,57 миллиона и 0,2 миллиона в конце 2001 года до 2,62 миллиона и 1,37 миллиона в конце 2002 года, соответственно. "МегаФон"  
 
 

продемонстрировал заметные результаты в Московской лицензионной зоне, а также увеличил объемы продаж в Приволжском, Северо-Кавказском и  Уральском округах. К концу 2002 года он обслуживал 2,96 миллиона абонентов  по всей России, включая более 324 тыс. московских абонентов. Доля рынка операторов, не входящих в "большую GSM- тройку", уменьшилась с 29% по состоянию на конец 2001 года до 18,9% по состоянию на 31 декабря 2002 года. Прогнозы года наступившего по преимуществу благоприятны и в той или иной степени повторяют главную тенденцию, прозвучавшую более года назад - основной численный прирост сотовых пользователей будет происходить в регионах. К концу 2003 года общее количество абонентов сотовой связи в России может составить примерно 30 миллионов и практически сравняться с количеством пользователей фиксированной телефонной связи. Региональная абонентская база, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, к концу 2003 году превысит московскую в два раза. Отклонение от прогноза может составить до 10% в обе стороны, так как рост абонентской базы зависит от многих факторов, в первую очередь - от состояния экономики страны и уровня благосостояния населения. Заметный рост абонентской базы может обеспечить растущий в крупных российских городах средний класс. Аналитики считают, что если операторы сотовой связи будут продолжать агрессивную маркетинговую политику, внедрять новые дополнительные услуги, предлагать выгодные для потребителей тарифные планы, то региональный рост в 2003 году может составить и более 100%, а через 2 года наметится серьезный всплеск в секторе рынка передачи данных.

     Рассмотрим  теперь основные направления деятельности телекоммуникационных компаний, направленные на оправдание таких радужных прогнозов.

     Итак, чем же собираются привлекать потребителя в наступившем и следующем году?

      Во-первых, большое внимание будет уделяться  развитию различного рода сервисов и служб. В наступившем году сервисы на основе технологии SMS (текстовых сообщений, передаваемых на мобильный телефон) продолжат стремительно развиваться. Телекоммуникационная компания "ВымпелКом" и Сбербанк России объявили о внедрении передовой для российского банковского рынка услуге - "Мобильный Банк", которая также является принципиально новым решением и в мировой банковской практике. Она предполагает возможность управления любыми видами международных пластиковых карт, эмитированных Сбербанком России с помощью сервиса SMS-сообщений, предоставляемого абонентам сети "БиЛайн GSM". Таким образом, "ВымпелКом" стал первым оператором сотовой связи в России, технические решения которого обеспечили появление подобной услуги. Подключение к "Мобильному Банку" предоставляет владельцу банковской карты Сбербанка России ряд существенных преимуществ: возможность получать информацию обо всех операциях, совершенных на карточном счете в виде SMS-сообщения на мобильный телефон; уведомление содержит сумму, место транзакции и остаток на счете; возможность в оперативном режиме следить за текущим состоянием карточного счета и по пяти последним операциям; возможность оперативной блокировки карты в случае ее утраты, либо получения информации о нежелательной транзакции, путем отправки в Банк SMS запроса, что позволяет упростить задачу борьбы с карточным мошенничеством. На сегодняшний день Сбербанком России эмитировано более 4 млн. пластиковых карт, что составляет 30 процентов всего российского рынка банковских карт. Данный сервис доступен всем клиентам Сбербанка России, которые одновременно являются абонентами "ВымпелКом", на всей территории покрытия сети "БиЛайн GSM", включающей 34 региона России.

     Давно заслуженной популярности добьется также сервис "e-mail на мобильный  телефон", технические условия  для которого уже созданы. Нужно  лишь время, чтобы пользователь привык использовать новую возможность, как это было в случае с SMS.

     Продажи беспроводных карманных устройств - карманных компьютеров с функцией телефонной связи и "интеллектуальных" телефонов - вырастут на 160%, что создаст  предпосылки для развития сервисов на основе мультимедийных сообщений (MMS). MMS обеспечивают воспроизведение мобильником не только текста, но также статической графики, видео и звука. Распространению MMS препятствует несколько факторов. Операторы связи вынуждены на первых порах предоставлять эту услугу как бесплатную, но не все участники рынка могут это себе позволить. Кроме того, только 7% телефонов, проданных в 2003 году, будут оснащены встроенной камерой. Зато SMS, которые умеют принимать и отправлять все современные телефоны, принесут в 2003 году владельцам сетей сотовой связи $6 млрд. "Навороченный" MMS же получат первоначальное развитие главным образом в форме бизнес-приложений. В 2003 году во всем мире будет передано около миллиарда MMS-сообщений.

Информация о работе Экономика предприятия