Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.



Задачи:

1.Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2.Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3.Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4.Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5.Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6.Определить резервы повышения объемов производства и продаж.
7.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5

1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5

1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8

1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14

1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18

1.5 Анализ качества продукции. 21

1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25

Глава 2. Практическая часть. 30

Заключение 36

Список литературы 40

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по анализу.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

     ГВ – среднегодовая выработка продукции одного рабочего места.

  б).  Увеличение объема производства продукции за счет увеличения фонда рабочего времени:

 

,

  где РВПрв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения фонда рабочего времени;

     РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

    ЧВ – средне часовая выработка.

  в). Увеличение объема производства продукции за счет повышения среднечасовой выработки:

,

  где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки;

     РЧВ  – резерв увеличения часовой выработки;

   ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

2.Определение величины резервов за счет эффективного использования основных фондов: [15, стр. 127]

 а). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения количества оборудования:

,

  где РВПоф - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения количества оборудования;

  РКоф – резерв увеличения количества оборудования;

  ГВф – среднегодовая фактическая выработка.

  б). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения времени работы оборудования:

  

,

  где РВПт - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения времени работы оборудования;

  РТ  – резерв увеличения времени работы оборудования;

  ЧВф – среднечасовая фактическая выработка.

  в). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час:

  

,

  где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час;

       РЧВ – резерв увеличения среднечасовой выработки;

     Тв – возможный фонд рабочего времени.

  3.Определение величины резервов за счет эффективного использования материальных ресурсов: [15, стр. 128]

  а). Увеличение объема производства продукции за счет дополнительно приобретенного сырья и материалов рассчитывается путем деления дополнительного количества i -го материала на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции.

  б). Увеличение объема производства продукции за счет сокращения сверхплановых отходов материалов рассчитывается путем деления сверхплановых отходов материалов на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются.

  в). Увеличение объема производства продукции за счет сокращения расходов сырья и материалов на единицу продукции рассчитывается путем умножения планируемого сокращения нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции. Полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции.

  При определении резервов увеличения реализации продукции Г.В. Савицкая предлагает, кроме выше перечисленных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а так же риск невостребованной продукции.

  В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Практическая часть.

  Основные  экономические показатели деятельности предприятия представлены в приложении 1.

  По  данным приложения 1 можно сделать вывод о том, что выпуск продукции (объем продаж) в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличился на 2800 тыс. руб. и составил 51300 тыс. руб. Темп прироста равен 5,77%, что оценивается положительно.

  Графически  динамика выпуска продукции (объема продаж) за анализируемый период представлена на рисунке 2.1.

  

  рис 2.1 динамика выпуска продукции (объем  продаж).

  Далее проведем анализ структуры выпущенной продукции.

  Таблица 2.1.

  Структура выпущенной продукции.

Продукция Объем производства (продаж), тыс. руб. Структура производства, %
Предыдущий  год Отчетный год Предыдущий  год Отчетный год Изменение (+,-)
А 22540 21370 46,5 41,7 - 4,8
В 11350 15800 23,4 30,8 + 7,4
С 14610 14130 30,1 27,5 - 2,6
Итого 48500 51300 100 100  

   

  По  данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что на увеличение выпуска продукции (объем продаж) повлияло увеличение объема производства продукции В. В отчетном году продукции В произведено 15800 тыс. руб., что на 4450 тыс. руб. больше, чем в предыдущем. Темп роста составил 139,21%. Удельный вес продукции В в общем объеме производства в отчетном году равен 30,8%. По сравнению с предыдущим годом удельный вес увеличился на 7,4%.

  Отрицательное влияние на общий выпуск продукции (объем продаж) оказали  уменьшение объемов производства продукции  А и С. Выпуск продукции А по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1170 тыс.руб. и составил 21370 тыс. руб. Темп снижения равен 5,19%. Удельный вес продукции А в общем объеме производства уменьшился на 4,8% и в отчетном году составил 41,7%. Данный вид продукции в отчетном году имеет наибольший удельный вес, чем другие виды продукции. Объем производства продукции С в отчетном году равен 14130 тыс. руб., что на 480 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем. Темп снижения составил 3,39%. Удельный вес продукции С в общем объеме производства составил 27,5%, что на 2,6% меньше, чем в предыдущем году. Данный вид продукции в отчетном году имеет наименьший удельный вес по сравнению с другими изделиями.

  Графически  структура выпущенной (проданной) продукции за анализируемый период представлена на рисунке 2.2.

  рис.2.2 Структура выпущенной (проданной) продукции.

  Далее считаем необходимым провести факторный  анализ изменения выпуска продукции (объема продаж).

    Проведя факторный анализ изменения выпуска продукции (объема продаж) за счет влияния стоимости основных фондов и фондоотдачи методом абсолютных разниц (приложение 2) можно сделать вывод о том, что положительное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказало увеличение стоимости основных фондов. В отчетном году стоимость основных фондов составила 48564 тыс. руб., что на 2964 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Темп роста равен 106,5%. За счет влияния данного фактора выпуск продукции (объем продаж) увеличился на 3152,51 тыс. руб. Отрицательное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказала фондоотдача. Снижение фондоотдачи на 0,01 руб. привело к уменьшению выпуска продукции (объема продаж) на 354,52 тыс.руб.

  На  увеличение выпуска продукции (объема продаж) повлияли материальные затраты и материалоотдача, факторный анализ которых представлен в приложении 2. В отчетном году материальные затраты увеличились на 1510 тыс. руб. и составили 31710 тыс. руб. Темп прироста равен 5%. За счет влияния данного фактора общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 2425,06 тыс. руб. Так же наблюдается увеличение материалоотдачи по сравнению с предыдущим годом на 0,01 руб. Темп прироста  равен 0,7%. В результате роста материалоотдачи общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 374,18 руб.

  Также положительное влияние на увеличение выпуска продукции (объема продаж) оказало увеличение численности работников на 3 человека, и увеличение производительности труда на 8,77 руб. За счет увеличения численности работников объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 582 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда на 2208,69 тыс. руб. Факторный анализ данных показателей способом относительных разниц представлен в приложении 5.

  Одним из основных экономических показателей является себестоимость продукции. В отчетном году  себестоимость составляла 43624 тыс. руб., что на 1824 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Темп роста равен 104,4%.

  Графически  динамика себестоимости продукции  за анализируемый период представлена на рисунке 2.3.

  

  рис.2.3 динамика себестоимости продукции

  Проведя факторный анализ  изменения себестоимости продукции за счет влияния материальных затрат, затрат на оплату труда и амортизации методом цепных подстановок (приложение 3) можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на увеличение себестоимости оказало увеличение материальных затрат. За счет влияния данного фактора себестоимость продукции увеличилась на 1510 тыс. руб. Также на изменение себестоимости повлияло увеличение затрат на оплату труда на 150 тыс. руб. и увеличение амортизации на 164 тыс. руб. За счет увеличения затрат на оплату труда себестоимость продукции увеличилась на 150 тыс. руб., а за счет увеличения амортизации на 164 тыс. руб.

  Финансовый  результат деятельности организации  характеризует полученная прибыль. За анализируемый период прибыль увеличилась на 976 тыс. руб. и составила в отчетном году 7676 тыс. руб. Темп роста равен 114,6%, что оценивается положительно.

  Графически  динамика прибыли  за анализируемый  период представлена на рисунке 2.4.

  

  рис 2.4 динамика прибыли.

  Проведя факторный анализ изменения прибыли  за счет влияния объема продаж и  себестоимости продукции методом цепных подстановок (приложение 4) можно сделать вывод о том, что при увеличении объема продаж на 2800 тыс. руб. прибыль увеличилась на 2800 тыс. руб. А за счет увеличения себестоимости на 1824 тыс. руб.  прибыль уменьшилась на 1824 тыс. руб.

  Вследствие  увеличения прибыли произошло увеличение рентабельности производства и рентабельности продаж (факторный анализ представлен в приложениях 5 и 6). За счет увеличения прибыли на 976 тыс. руб., рентабельность производства увеличилась на 0,99%, а рентабельность продаж увеличилась на 0,85%.

  Оборотные средства, оборачиваемость оборотных  средств, производственные средства всего, отдача основных и оборотных средств, фондоемкость, затраты на 1 руб. продукции, трудозатраты на 1 руб. продукции, доля материальных затрат в общей сумме затрат, материалоемкость, продукция на 1 руб. оплаты труда за анализируемый период изменились незначительно. В отчетном году оборотные средства составляли 10250 тыс. руб., оборачиваемость оборотных средств – 5,01, производственные средства всего – 58814 тыс. руб., отдача основных и оборотных средств – 0,87 руб., фондоемкость – 0,95 руб., затраты на 1 руб. продукции – 0,85 коп., трудозатраты на 1 руб. продукции – 0,15 руб., доля материальных затрат в общей сумме затрат – 72,69%, материалоемкость – 0,62 руб., продукция на 1 руб. оплаты труда – 6,71руб. Поэтому нет необходимости проводить факторный анализ данных показателей.

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции