Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.



Задачи:

1.Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2.Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3.Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4.Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5.Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6.Определить резервы повышения объемов производства и продаж.
7.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5

1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5

1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8

1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14

1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18

1.5 Анализ качества продукции. 21

1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25

Глава 2. Практическая часть. 30

Заключение 36

Список литературы 40

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по анализу.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

    Заключение дополняется выводами  о преимуществах и недостатках  оцениваемой продукции по сравнению  с аналогами, а также предложениями  о мерах, которые должны быть  приняты для улучшения положения  ее на рынке.

  Таким образом, проведя содержательный анализ литературных источников, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день существует множество различных методик анализа объемов производства и продаж продукции. На наш взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой. Именно с помощью такого подхода можно провести развернутый комплексный анализ объема производства и объема продаж продукции.

  1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.

  Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

  В экономической литературе наблюдается  тождественность в области методики анализа объемов производства и продаж продукции.   По мнению ряда авторов, таких как Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.И.Алексеева, анализ объемов производства и продаж продукции начинают с изучения их динамики и степени выполнения плана. [15, стр.104; 9, стр.185; 3, стр.118;1,стр.176]. При этом рассчитывают абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, проценты выполнения плана за период.

  На  основе полученных данных, А.И.Алексеева также предлагает рассчитать среднегодовые темпы роста и прироста по: [1, стр. 176]

       среднеарифметической взвешенной:

                                             ,

  где Тсра - среднегодовой темп роста или прироста по среднеарифметической взвешенной;

           Т1, Т2 … Тn - темп роста или прироста в 1-ый, 2-ой… n-ый года;

           n – количество лет. 

     или среднегеометрической взвешенной:

                                                   ,                                          

  где Тсрг - среднегодовые темпы роста  или прироста по среднегеометрической взвешенной;

          Т1, Т2 … Тi - темп роста или прироста в 1-ый, 2-ой… i-ый года.

  Анализ  выполнения плана производства и  продаж товаров проводится в целях  оценки качества планирования, а также для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели. Анализ проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

  Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия приводит к уменьшениям выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

  Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но на работу торговых предприятий, транспортных организаций и т. д. Огромное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

  Процент выполнения договорных обязательств Н.П.Любушин предлагает рассчитать по следующей формуле: [9, стр. 193]

                                        Кп = Nвп/Nпл*100%,

  где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств;

        Nвп - объем продукции, зачтенный в выполнение плана по договорам;

        Nпл -  плановый объем продукции по договорам.

  В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

  Согласно  точке зрения Войтоловского Н.В. причины, повлиявшие на недовыполнение плана, делятся на внутренние и внешние. [3,стр. 125]

  Внутренние  причины:

1.Причины, связанные с отделом снабжения:  
- несвоевременное оформление заявок;  
- несвоевременный завоз материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. 
2. Причины, связанные с производством:  
- производственный брак;  
- простои оборудования;  
- недостаток энергии;  
- нехватка рабочей силы;  
- отсутствие основных и вспомогательных материалов.  
З. Причины, связанные с работой отдела сбыта:  
- недостаток складских помещений;  
- возврат продукции;  
- слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- неправильная маркировка тары;  
- нарушение сроков оформления документов на отгрузку;  
- несвоевременное согласование замены поставок.  
К внешним причинам относятся:  
- изменение плана поставок;  
- изменение состава покупателей;  
- несвоевременная выдача нарядов на отгрузку;  
- отказ покупателя от продукции;  
- низкое качество поставленных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

-отказ от поставок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;  
- не выделение автомобильного и железнодорожного транспорта в соответствии с планом.

  В процессе анализа производства и реализации продукции, по мнению Г.В.Савицкой и И.Н.Чуева, необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

  Чтобы оценить риск невостребованности продукции, необходимо проанализировать динамику остатков нереализованной продукции. В случае увеличения остатков нереализованной продукции по изделиям, спрос на которые снизился, необходимо принимать меры по недопущению убытков или их уменьшению. С целью снижения потерь (убытков) необходимо осуществить дополнительные финансовые затраты на рекламу, упаковку, расфасовку и т.д. В противном случае хозяйствующий субъект будет иметь прямой ущерб в размере фактических затрат на производство и хранение.

     Таким образом, от объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ данных показателей имеет огромное значение.

  1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции.

  Результаты  финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

  Согласно  точке зрения И.Н.Чуева, ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.[20,стр. 97]

  Номенклатура - это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров). [20, стр.97]

  Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. [15, стр. 108]

  При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В Савицкой, включает в себя следующие основные моменты: [15, стр. 109]

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции  
    и изъятие из производственной программы морально устаревших  
    и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

  Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом: [15, стр. 109; 20, стр.99]

                                                      Кас = Nас/Nпл,

  где Кас - коэффициент ассортиментности;

         Nас - объем продукции, принятый в расчет;

         Nпл – плановый объем производства.      

  Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции. [15,стр. 109]

                                                   Коб.ас. = Nн/N,

  где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;

         Nн - объем выпуска новых изделий;

         N – общий выпуск продукции.      

  Оценка  выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, ИН. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние. [20, стр. 100]

  К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

  Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции