Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.



Задачи:

1.Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2.Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3.Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4.Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5.Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6.Определить резервы повышения объемов производства и продаж.
7.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5

1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5

1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8

1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14

1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18

1.5 Анализ качества продукции. 21

1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25

Глава 2. Практическая часть. 30

Заключение 36

Список литературы 40

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по анализу.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

  Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

  Согласно  точке зрения А.И.Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. [1, стр. 184]

  Анализ  структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.[1,стр.184]. 
    Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

  Проведя содержательный анализ экономической  литературы, следует отметить, что  большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

  1.5 Анализ качества продукции.

  Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

  А.И.Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. [1, стр. 192]

  Повышение качества продукции, работ, услуг - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

  Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н.Чечевицина являются: [21, стр. 206]

  • оценка качества выпускаемой продукции;
  • выявление причин снижения качества;
  • установление влияния изменения качества на объем выпуска продукции.

  Качество  продукции подтверждается сертификатами  соответствия. Сертификация дает возможность  установить, что должным образом  идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному  стандарту или другому нормативному документу.

  При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, и устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.

  Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. [16, стр. 13]

    Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес  новой продукции в общем ее выпуске;  
б) удельный вес продукции высшей категории качества;  
в) средневзвешенный балл продукции;  
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);  
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;  
е) удельный вес сертифицированной продукции;  
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;  
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

  Индивидуальные  показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:  
а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);  
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);  
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);  
г) эстетичность изделий.  
Косвенные показатели:

а) штрафы за некачественную продукцию;

б) объем и удельный вес забракованной продукции;

в) удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;

г) потери от брака и др.

 Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

  Средний коэффициент сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами: [9, стр. 197]

  а) отношением количества продукции 1 сорта  к общему количеству;

  б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

  Качество  товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И.Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие: [1стр. 194]

     изменение объема производства товаров:

 ∆VП = (Р1 – Р0) * QК,                                       

     изменение выручки от продаж:

 ∆В = (Р1 – Р0) * QПК,                                         

     изменение прибыли:

 ∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],                       

где Р0,, Р1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

    QК - количество произведенного товара повышенного качества;

    QПК - количество проданного товара повышенного качества.

  Важным  косвенным показателем качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на: [1, стр. 195]

  1. Исправимый и неисправимый;
  2. Внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя).

  Выпуск  бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

  Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.

 В настоящее  время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных  составляющих производственного процесса. Кочергов  Д. в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.[24, стр.35]

 Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции. Схемы позволяют выявить и устранить слабые места в работе компании, ухудшающие потребительские свойства продукции. Системный подход закладывает прочный фундамент стабильности управления качеством. 
 
 

 1.6 Определение резервов  объема производства  и продаж.

 По  мнению Любушина, резервы роста объема производства – это измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов организации. [9,стр.  200]

 Использование производственных ресурсов может быть экстенсивным и интенсивным. [3,стр. 137] К показателям экстенсивности относятся количественные показатели: численность, средняя заработная плата, величина израсходованных предметов труда, количественные и технические характеристики основных средств и авансированных оборотных активов. К показателям интенсивности относятся качественные показатели: производительность труда, материалоотдача, фондоотдача и др.

  Основными факторами, влияющими на объем производства и реализацию продукции, по мнению Савицкой, являются следующие:[16,стр.22]

  1.Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность, их использования:

  ВП = ЧР×ГВ,

  РП = Дв ×ЧР × ГВ,

  где ВП – объем выпуска продукции;

        РП – объем реализованной продукции;

       ЧР - среднесписочная численность работников;

       ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

           Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.

  2.Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

     ВП = ОПФ × ФО,

     РП = Дв × ОПФ × ФО,

  где ВП – объем  выпуска продукции;

     РП – объем реализованной продукции;

     ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

     ФО – фондоотдача;

         Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.

  3.Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

     ВП = МЗ × МО,

     РП = Дв × МЗ × МО,

  где ВП – объем  выпуска продукции;

     РП – объем реализованной продукции;

     МЗ  – сумма материальных ресурсов;

     МО  – материалоотдача;

        Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

     После расчета влияния различных факторов на производство и реализацию продукции, необходимо определить резервы увеличения производства и реализации продукции. Проведя содержательный анализ литературных источников, следует отметить тождественность определений резервов увеличения производства и реализации продукции.  Основные источники резервов, представлены на рисунке 1.1: [16, стр. 23]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 1.1 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции.

  1. Определение величины резервов  за счет эффективного использования  трудовых ресурсов рассчитывается  следующим образом: [15, стр. 126]

  • Увеличение объема производства продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:

    ,

  где РВПрм - резерв роста выпуска продукции за счет создания новых рабочих мест;

        РРМ - резерв увеличения количества рабочих мест;

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции