Анализ и управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

Содержание

Введение....................................................................................................3 стр.
1. Анализ и управление затратами..........................................................5 стр.
1.1 Анализ затрат на один рубль товарной продукции.........................5 стр.
1.2 Анализ затрат на производство по экономическим элементам.... 9 стр.
1.3 Анализ прямых материальных затрат...............................................11 стр.
1.4 Анализ прямых трудовых затрат.......................................................13 стр.
Анализ показателей деятельности предприятия....................................14 стр.
Выводы и список организационно-технических мероприятий.............61 стр.
Список использованной литературы.......................................................66 стр

Работа состоит из  1 файл

образец курсовой по КА.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)


Федеральное Агентство  Образования

Ангарская Государственная  Техническая академия

Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности предприятия»

на тему «Анализ и управление затратами»

Вариант 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

БУА-05-1

Проверил:

ст. преподаватель 

Огнева Инна Александровна

 

 

 

 

Ангарск 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................3 стр.

1. Анализ и управление  затратами..........................................................5 стр.

1.1 Анализ затрат на  один рубль товарной продукции.........................5 стр.

1.2 Анализ затрат на  производство по экономическим элементам.... 9 стр.

1.3 Анализ прямых материальных  затрат...............................................11 стр.

1.4 Анализ прямых трудовых  затрат.......................................................13 стр.

Анализ показателей  деятельности предприятия....................................14 стр.

Выводы и список организационно-технических мероприятий.............61 стр.

Список использованной литературы.......................................................66 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли  требует постоянного анализа  не только внешних факторов, таких  как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних — формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

Снижение  себестоимости является важнейшим  фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом (Положением о составе затрат), а методы калькулирования  — самими хозяйствующими субъектами.

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

  • оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых,

  • оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,
  • выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Основными источниками  информации для проведения анализа  себестоимости продукции являются статистическая отчетность — форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

1.1 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ  ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

В условиях рынка  практически все хозяйствующие  субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой  товарной продукции относятся все  виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой товарной продукции — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

,

где - затраты на один рубль товарной продукции;

- количество, объем выпуска в  натуральном выражении;

- себестоимость;

- цена.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель, можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и  структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают  влияние следующие факторы:

  • изменение объема и структуры продукции,
  • изменения себестоимости продукции,
  • изменения цен на продукцию.

При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному  изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Изменение оптовых цен оказывает  обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

Для того чтобы проанализировать изменение  затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

1. Рассчитать затраты на один  рубль товарной продукции при  всех плановых показателях:

2.Рассчитать затраты  на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент:

3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, 
пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане:

  1. Определить фактические затраты в ценах, действовавших 
    в отчетном году:

Изделия, производимые хозяйствующим  субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости  отдельных изделий зависит от:

  • изменения цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки,
  • изменения затрат по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен  при прочих равных условиях увеличивает затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  АНАЛИЗ  ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПО  ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ

В основе классификации  затрат по экономическим элементам лежит признак экономической однородности затрат, независимо от того, где эти затраты осуществлены.

Источником информации для анализа являются данные формы  № 5-з. В ней отражаются все материальные, денежные и трудовые затраты, произведенные предприятием в ходе хозяйственной деятельности в расчетном периоде. Они группируются по экономическим элементам. Доля отдельных видов затрат в различных отраслях экономики различна, поэтому структура себестоимости будет разной. Зная структуру себестоимости, можно определить, каким является производство:

  • материалоемким,
  • трудоемким,
  • энергоемким,
  • капиталоемким,
  • фондоемким.

Структура себестоимости  дает возможность определить направления  снижения затрат, а следовательно, выявить  резервы роста прибыли.

Анализ затрат по экономическим  элементам осуществляется следующим образом:

  1. Определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат).
  2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые).
  3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ показателя в динамике (за ряд лет).
  4. Определяется абсолютное отклонение по каждому экономическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.

По изменению удельного  веса расходов на зарплату определяют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельного  веса материальных затрат определяют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда и наоборот.

По изменению удельного  веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Уменьшение доли зарплаты и одновременно рост доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня производства, о росте производительности труда.

Снижение удельного  веса зарплаты является результатом  увеличения доли покупных комплектующих  изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 АНАЛИЗ ПРЯМЫХ  МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

По способу включения  в себестоимость затраты делятся  на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, зарплата рабочих).

Прямые затраты делятся  на две группы: прямые трудовые и прямые материальные. Прямые материальные затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости промышленной продукции. Сумма прямых материальных затрат зависит от объема и структуры производства продукции, изменения удельных затрат на отдельные изделия. В свою очередь удельные затраты зависят от нормы расхода на единицу изделия (количества расходуемых материалов) и цены единицы материала.

Информация о работе Анализ и управление затратами