Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)

     В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры  отличаются резким несовпадением базовых  ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур). В  странах с фрагментированной  политической культурой у населения  чаще всего отсутствует прочное  согласие относительно целей общественного  развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего. Степень  и глубина взаимонепонимания  обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются и своеобразные подтипы. Например, можно  говорить о фрагментированных (сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных — национальных — ценностей.

     Наличие сегментированных политических культур  весьма типично для переходных обществ  или тех, в которых идет процесс  формирования титульной нации. В  этих условиях велика доля апатичных  и отчужденных от власти слоев  населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и  способов общественных преобразований.

     Учитывая  особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве  образцов политического мышления и  поведения, в науке различают  также официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую  ценности и соответствующие им формы  практического поведения большинства  или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей  приверженности этих стран марк­сизму-ленинизму  реальным ориентирам и ценностям  граждан.

     В то же время типы политической культуры могут определяться и на более  общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных  стилей политического поведения  граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной политической культуре, в которой  политика понимается людьми как разновидность  бизнеса и рассматривается в  качестве акта свободного обмена деятельностью  граждан, и этатистской, которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида (Э. Баталов). 
 

       Сущность  политической культуры:

  • степень знания и использования гражданами гражданских прав;
  • степень понимания и осуществления массами политики государства;
  • степень включенности граждан в политическую жизнь общества;
  • степень развитости политических институтов и участие масс в них ;
  • наличие демократических основ реализации политики государства;
  • формы и методы функционирования политических институтов;
  • накопленный социально - политический опыт, существующие политические традиции и обычаи;
  • стиль и методы общения субъектов политики в политическом процессе;
  • обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических решений.
 

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура  политического сознания:
  • политические установки;
  • политические представления и убеждения;
  • политические традиции, обычаи, нормы.
Культура  политического поведения:
  • культура политического участия;
  • культура политической деятельности.

Культура   
функционирования политических институтов:
  • культура принятия реализации политических решений;
  • культура электорального прогресса;
  • культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

Познавательная,

которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечение исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению.

Регулирующая,

обеспечивает  посредством идеалов, правовых и  политических норм определенные взаимоотношения  между социальными общностями, гражданами и государством.

Прогностическая,

заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.

Информационная,

направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.


Воспитательная,

способствует  интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок  на общественно-политическую деятельность.


 
 
 

СУБЪЕКТЫ  И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

 
 

       Политическая  культура духовный фактор политической жизни. Действуя на общем поле общественного сознания, она проявляется и реализуется через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания.

       Сегодня Беларусь, как и другие посткоммунистические страны, находится в стадии социальной трансформации. Общий вектор перемен  не снимает проблему выбора наиболее оптимальной концепции реформирования общества. Особенности политической культуры, специфика менталитета, отличия  мотивационного механизма – это  те духовные компоненты, без учета  которых самый передовой опыт не может быть успешно реализован. Именно через эту призму весьма актуально  еще раз более пристально и  в теоретическом, и в практическом плане взглянуть на феномен политической культуры.

       В настоящее время имеется множество  определений политической культуры, отражающих различные подходы и  точки зрения относительно этого  явления. Английский политолог Д.Каванах систематизировал теоретические представления о политической культуре. К первой группе он отнес психологические интерпретации политической культуры, характеризующие ее как совокупность внутренних ориентаций человека на политические объекты и ограничивающие ее сферой политического сознания и политической психологии (Г.Алмонд, С.Верба); вторую группу составили объективистские подходы, раскрывающие содержание политической культуры через нормативные требования, санкционированные образцы поведения граждан и групп (Т.Парсонс, Д.Истон); в третью группу были включены интерпретации политической культуры, включавшие в себя психологические установки и соответствующие им формы поведения; четвертую группу составили представления, трактующие политическую культуру как гипотетическую нормативную модель желаемого поведения и мышления, как качественный уровень состояния политической системы и субъектов политики. Различные подходы не противоречат, а скорее дополняют представление о политической культуре.[7]

       Для понимания сущности политической культуры напомним, что она не замыкается в рамках политического сознания, а реализуется через поведение  политических субъектов, деятельность политических институтов. Принципиальное значение имеет положение о том, что политическая культура включает в себя не все политическое сознание и поведение, а усвоенные представления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов. Она  как бы образует матрицу политического  процесса, «отливающую» сознание и  поведение его субъектов в  устойчивые, воспроизводимые на протяжении определенного исторического периода  формы. В то же время политическая культура представляет собой динамическое (постоянно обновляющееся) явление. Она складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений  населения, передаваемых им из поколения  в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений  в процессе изменяющихся условий  политической жизни общества.

       В качестве некоего интегрального  определения можно предложить следующее: политическая культура есть исторически  сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные  ими модели и нормы политического  поведения, проявляющиеся в действиях  субъектов политических отношений.

       Политическая  культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Поэтому существуют различные подходы в структурировании политической культуры. Психологическое направление в изучении структуры политической культуры личности использует понятие политической ориентации. С точки зрения социологии политические ориентации представляют оценочно-однозначную реакцию субъекта относительно явлений и процессов политического мира. Объект ориентации имеет носителя и содержание (ценностно-идеологический конструкт). Причем, объектом политической ориентации становится лишь то, что вступает во взаимодействие с ценностями и интересами субъекта. Источниками ориентаций являются собственные мотивы и эмпирические знания людей и усвоенные ими идейно-политические концепции. С помощью понятия политические ориентации можно отразить весь диапазон возможных форм и уровней политического выбора населения: от аффективных ориентаций до идентифицирующих (сознательное отождествление себя с реально существующей или воображаемой, мифологической идейно-политической системой). В содержательном плане выделяют: 1) когнитивные ориентации (знания о политике (теоретические), информированность о текущем политическом процессе, политическое мышление); 2) аффективные (эмоции, чувства, настроения относительно политических явлений, процессов институтов); 3) аксиологические (ценностное отношение к политике и политическим явлениям через соотношения с системами ценностей личности, группы, общества); 4) поведенческие (мотивы, стимулы, установки на участие в политике).

       Политические  ценности – это убеждения относительно целей, которые субъекты политики должны реализовать. Они охватывают те явления, которые являются предметом определенных интересов, потребностей, ожиданий. Это власть, государство, нация, политические свободы, социальная справедливость, правопорядок суверенитет, мир. Набор политических ценностей у субъектов приблизительно одинаков, однако они имеют различное содержание и иерархичность. Различное измерение зависит от исторической эпохи, типов общества и политической системы, а так же идеологии.

       Политическая  культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в  обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская – на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп.

       Ценности  сообщества на практике реализуются  через нормы, которые имеют собственно политический, правовой и моральный  характер. Они определяют общепринятые требования – правила поведения  субъектов политического действия. Нормы являются внутренними, автономными  регуляторами поведения, ценностями инструментального  порядка. Поэтому их выработка и  усвоение более сложный и длительный процесс (апробация на собственном  опыте), чем принятие ценностей-идеалов  на вербальном уровне. Этим объясняется  противоречивость сознания и поведения  людей переходного общества –  позитивное восприятие ценностей западного  общества, но в индивидуальном поведении  следование нормам старого строя.

       Следующим элементом политической культуры есть политическое действие и поведение. На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости охватывает психику, науку, язык и идеологию.

       Важными элементами политической психики являются архетип, миф, стереотип, символ.

       Политические  науки (политология, политическая социология, политическая психология, история) стремятся  выяснить политическую реальность с  позиции научной истины, а не определенных интересов. Политический язык как универсальный  способ политического мышления и  ценностей характеризует каждый элемент политической культуры. Особенности  языка дают возможность выявить  тип политического режима, характер идеологических ценностей, эмоционально–волевое настроение субъектов политики.

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти