Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

  1. Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
  2. Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
  3. Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь

Заключение

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

       Введение

       На  любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные  и единоличные). В современных  условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

       Общенациональное  представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент, учреждённый в XIII веке Великой хартией вольностей и ограничивший власть короля.

       Однако  парламент демократического государства  качественно отличается от сословных  представительных учреждений эпохи  феодализма. Поэтому и сама его  история начинается с эпохи буржуазных революций. Согласно теории разделения властей, которая в той или  иной степени нашла своё отражение  в конституционализме любой демократической  страны, парламент как носитель верховной  законодательной власти занимает привилегированное  положение в системе высших органов  государственной власти.

      Для регулирования избрания в парламент  была необходима избирательная система, как  способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости  от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем  же итогам голосования, может дать иной результат.

      Исторически первой избирательной системой стала  мажоритарная система. Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

      В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков  наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых  других стали применять систему  единственного передаваемого голоса.

     При формировании органов политической власти необходимо учитывать поведение граждан, определенные ценности и стандарты, формы взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов. На основании вышеизложенного теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.

     Особой  сложностью отличается стиль массового  политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т. д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

     Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться  значимыми для себя политическими  ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство  или значительная часть населения.

 

        

       
  1. Законодательная власть как одна из ветвей государственной  власти. Парламент

       Законодательная власть - в соответствии с теорией  разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Законодательная власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, законодательной власти принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной властью. Органом законодательной власти является парламент. Иногда под законодательной властью понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

       В системе разделения властей законодательная  власть призвана устанавливать посредством  принятия законов определенные правила  поведения и осуществлять контроль их исполнения. Исполнительная власть соответственно нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная призвана разрешать правовые споры.

       На  первый взгляд у каждой из ветвей власти свое предназначение, свои задачи и  функции. Однако законодательная власть в системе разделения властей  занимает первостепенное место. Во-первых, ею устанавливаются правила поведения  по отношению к другим ветвям государственной  власти. Во-вторых, определяя организацию  и функционирование исполнительной и судебной власти, она выполняет  свою ориентирующую роль по отношению  к ним, что не лишает их самостоятельности, а, напротив, нацеливает на качественное и продуктивное функционирование. В-третьих, законодательная власть выполняет  также контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.

       Итак, главная задача законодательной  власти - принятие законов, имеющих  юридическую силу, регулирующих важнейшие  общественные отношения и реализуемых  в основном другими ветвями власти.

       Следовательно, можно определить законодательную  власть как обособленную сферу государственной  деятельности, осуществляющей в установленном  законом порядке непосредственно  народом или представительными  органами разработку и принятие законодательных  решений, а также контроль их реализации.

       Функционирование  законодательной власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной  власти, число которых в современном  законодательстве растет. Характер отношений  между законодательной и исполнительной властью во многом обусловливается  формой правления и государственным  режимом. В парламентских формах (парламентская республика, парламентарная монархия) доминирует законодательная  власть, которая формирует правительство, ответственное перед парламентом, а роль главы государства не имеет  существенного значения. В президентских  республиках, абсолютных и дуалистических монархиях лидирующее положение  занимает глава государства, а также  правительство, которое зачастую он и возглавляет. Парламент не формирует  правительство, не может отправить  его в отставку, глава государства  и министры могут быть отрешены от должности парламентом только посредством процедуры импичмента.

       Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

       Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить.

       Современный парламент - это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения  главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими другими полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д.

       Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента. Палаты парламента имеют  разные названия (нередко - палата депутатов  и сенат), но их принято называть нижней и верхней.

       Верхняя палата может быть либо слабой, когда  она в состоянии отсрочить  принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето - отказ согласиться  с решением нижней палаты - может  быть преодолено последней (Польша и  др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

       Палаты  парламента неодинаковы по своей  численности. Обычно нижняя палата в  два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Тенденция последних десятилетий - установление фиксированной численности палат.

       Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты - сенаторами.

       Депутаты  нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно  гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай). В некоторых странах  резервируются места для сторонников  определенных религий и национальностей, а также для женщин.

       Верхняя палата формируется различными способами, путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности  и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по 2 от штата), в Бразилии (3), в Италии (не менее 7 от области) и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется  сенат во Франции, где избирательную  коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона  и советники различных муниципальных  органов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы. Полностью  назначаются верхние палаты главой государства в Канаде.

       Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава  члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т. е. каждый регион делегирует одинаковое число сенаторов, либо представительство  это зависит от числа жителей.

       Нижняя  палата и однопалатный парламент  переизбираются целиком. К верхней же палате часто применяется принцип ротации: палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года) Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша).

       Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парламент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит  к работе. Он может быть распущен досрочно, обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент.

       Роспуск парламента ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного  положения, за несколько месяцев  до окончания срока его полномочий и т.п. Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении  недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания и т.п.

       Глава государства может распустить парламент, но не обязан делать этого. Он может, например, уволить в отставку правительство  или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, а в конституционных монархиях и парламентских республиках - по указанию правительства.

       Если  парламент не функционирует (парламентские  каникулы, межсессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного  социализма ими являются государственные  советы, постоянные комитеты, президиумы, избираемые парламентом. В Швейцарии  парламент в определенной степени  замещает правительство.

       Права и привилегии членов парламента. В  большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями  и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны. Размер такого вознаграждения периодически изменяется, но последняя 27 поправка к конституции  США запрещает парламентариям увеличивать  себе жалование (повышение действует  только со следующего состава парламента).

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти