Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)

       Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, объединил в себе правовые нормы, регулирующие четыре вида выборов, проведение референдумов и организацию  отзыва депутатов и членов Совета Республики. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной, 10 разделов, 29 глав, 156 статей.

       Подобная  унификация избирательного законодательства позволяет проводить по единым правилам все виды выборов и способствует созданию стабильной и единообразной  правоприменительной практики.

       Общая часть регулирует основные принципы избирательной системы, референдума, отзыва депутата, порядок образования  избирательных округов, участков для  голосования, составления списков  граждан, имеющих право участвовать  в выборах, референдуме, голосовании  об отзыве депутата. В ней содержатся полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов в  организации подготовки выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В Общей части определена система  комиссий по проведению выборов Президента, депутатов, референдума, голосования  об отзыве депутата, регламентируются порядок образования, полномочия и  организация работы комиссий.

       В Особенной части последовательно  изложены все процедуры, связанные  с выборами Президента, депутатов  Палаты представителей, местных Советов  депутатов, членов Совета Республики. В данной части содержатся разделы  о референдуме, отзыве депутата, члена  Совета Республики.

       В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные  комиссии. Избирательным кодексом определен  высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов  и органов территориального общественного  самоуправления. Предусмотрена возможность  образования комиссий в плюралистическом составе. Возглавляет систему избирательных  комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Порядок  образования Центральной комиссии определен Конституцией Республики Беларусь. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется  на паритетных началах Президентом  и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Кандидатуры  в состав Центральной комиссии рекомендуются  совместными представлениями областных, Минского городского Советов депутатов  и соответствующих исполнительных комитетов. Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, обязаны приостановить свое членство в партии и в период работы в  комиссии не могут принимать участия  в деятельности партии, а также  выполнять ее поручения. [1]

       Избирательные комиссии (в зависимости от вида выборов они имеют разную систему), комиссии по референдуму формируются  из представителей политических партий, других общественных объединений, представителей трудовых коллективов и граждан  путем подачи заявлений.

       Подготовку  и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные  комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а  также участковые избирательные  комиссии.

       Проведение  выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.

       Выборами  депутатов местных Советов депутатов  занимаются территориальные избирательные  комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные  комиссии по выборам в областные  Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам  в Минский городской Совет  депутатов, и участковые избирательные  комиссии.

       Окружные  и территориальные комиссии образуются по совместному решению президиумов  соответствующих местных Советов  депутатов и исполнительных комитетов. Участковые, а также городские (в  городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные  комиссии формируются исполнительными  органами.

       Избирательным кодексом предусмотрено сохранение полномочий территориальных избирательных  комиссий по выборам в местные  Советы до назначения выборов в местные  Советы нового созыва. Это позволяет  названным комиссиям проводить  выборы депутата вместо выбывшего, голосование  об отзыве депутата местного Совета и  дает возможность возлагать на эти  комиссии полномочия комиссий по выборам  Президента и комиссий по референдуму. Такой порядок обеспечивает преемственность  в работе комиссий и позволяет  сохранить кадровый потенциал организаторов  выборов.

       Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

       Кандидаты в депутаты могут выдвигаться  тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора  подписей избирателей. Самый простой  способ выдвижения – от партии. Закон  предоставляет право высшему  партийному органу одновременно выдвинуть  кандидатов во все 110 избирательных  округов по выборам депутатов  Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции  не позднее, чем за шесть месяцев  до назначения выборов и имеет на территории избирательных округов нижестоящие структуры. Аналогичным образом на местном уровне происходит выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов, при этом выдвижение осуществляют местные руководящие структуры партий.

       При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов  – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного  подчинения), поселкового, сельского  Совета – не менее 20 избирателей.

       Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих  местных Советов – такое же количество избирателей, как и при  сборе подписей. Выборы проводятся по одномандатным избирательным  округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением  принципа равенства: разница между  числом избирателей в избирательных  округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.

       В Избирательном кодексе содержатся нормы, обеспечивающие гарантии деятельности и права кандидатов, закрепляется равенство прав и обязанностей кандидатов, регулируются права кандидатов на пользование  средствами массовой информации, проведение предвыборной агитации, использование  помощи доверенных лиц.

       Всем  кандидатам в Президенты, в депутаты Палаты представителей предоставлено  право на бесплатные выступления  по государственному телевидению и  радиовещанию, а также на бесплатное опубликование в печати своей  предвыборной программы. Государство  берет на себя расходы по изготовлению информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения  для встреч с избирателями. [2]

       В соответствии с избирательным законодательством  кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического  характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей.

       При проведении предвыборной агитации все  кандидаты на выборные должности  уравнены в своих финансовых расходах, так как выделенные из государственного бюджета на эти цели средства аккумулируются избирательными комиссиями и распределяются поровну между кандидатами для  того, чтобы они имели возможность  изготовить свои предвыборные плакаты.

       Особое  значение в Избирательном кодексе  придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует  специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные  комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют  граждан о своей работе и принимаемых  решениях по вопросам подготовки и  проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В целях обеспечения гласности при проведении выборов и установления контроля за избирательным процессом в Кодексе предусматривается, что на заседаниях комиссий, при проведении досрочного голосования, голосования по месту нахождения избирателя (участника референдума), а в день проведения голосования – в помещениях для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, доверенные лица кандидатов, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, средств массовой информации, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом страны, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания, Советом Министров, Министерством иностранных дел, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

       В Кодексе предусматривается обязательное опубликование решений об образовании  избирательных округов и участков для голосования, об образовании  избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены  Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных  комиссий, комиссий по референдуму  систематически публикуются в республиканских  и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума. 
Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в выборах, референдуме предусмотрены большие возможности. [2]

       Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать  на участках для голосования, которые  образуются дипломатическими представительствами  Республики Беларусь. Граждане имеют  право проголосовать на участке  для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях  и воинских частях). Предусмотрено  также и досрочное, не ранее чем  за пять дней до выборов, голосование  и голосование по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.

       Процедура установления результатов выборов  четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования  считаются состоявшимися, если в  голосовании приняло участие  более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать  в выборах. Избранным считается  кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

       Защита  избирательных прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования  в вышестоящие избирательные  комиссии и суд. Сроки рассмотрения избирательных споров имеют унифицированный  характер и в равной степени обязательны  для соблюдения как судами, так и избирательными комиссиями. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Следует отметить, что при обращении в суд с жалобами на действия избирательных комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура. [2]

       Избирательный кодекс Республики Беларусь действует  уже пять лет. За этот период появилась стабильная правоприменительная практика, повысилась правовая квалификация организаторов выборов и постоянных участников избирательного процесса. На основании этого документа проведены выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать четвертого созыва. Очередной проверкой избирательной системы на прочность явилось одновременное проведение 17 октября 2004 года республиканского референдума и выборов в Палату представителей. Успешное их проведение стали убедительным свидетельством жизненности и демократичности избирательной системы Республики Беларусь.

 

  1. Основные  типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
 

     На  протяжении развития разнообразных  государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле  политического поведения граждан  определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся  под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

     Учитывая  различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в  науке выделяют консенсуальный и  поляризованный типы политической культуры. В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти