Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Введение
На любом этапе развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент,

Содержание

Введение
Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти. Парламент
Понятие избирательной системы. Тип избирательной системы в Республике Беларусь
Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 138.09 Кб (Скачать документ)

       В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, он выполняет свои обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.

       В подавляющем большинстве стран  депутаты и сенаторы имеют так  называемый свободный мандат. Они  рассматриваются как представители  всего народа, а не только своего избирательного округа, и поэтому  не обязаны выполнять наказы избирателей  округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В тоталитарных странах депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность  досрочного отзыва, если он не выполняет  наказы избирателей.

       Во  многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может  быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может  быть возбуждено уголовное дело без  согласия палаты, членом которой он является.

       В целом тенденция развития конституционного права в демократических странах  характеризуется ослаблением депутатского иммунитета, т. к. он возник и был  необходим во времена противостояния парламентов и монархов.

       Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое - не ответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал  своим голосованием, даже если эти  действия потом будут признаны противоправными. Второе значение - депутатское вознаграждение, о котором было сказано выше.

       Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом вопроса или запроса к  высшим должностным лицам государства  на заседании парламента или вне  его. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей (в США на конгресс, состоящий  из 635 членов, работает около 31 тыс. государственных  служащих), а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище и др.

       Обязанности депутата. Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать  в пленарных заседаниях палат, в  работе постоянных комиссий (комитетов). Во многих странах все парламентарии  обязаны состоять в какой-либо одной  комиссии, иногда депутаты состоят  в какой-либо одной комиссии, иногда в нескольких.

       В подавляющем большинстве стран  депутатам и сенаторам не разрешается  состоять на государственной службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты. Парламентариям запрещается: участвовать  в сделках с государственным  имуществом; состоять в руководстве  частных фирм, государственных предприятий  с иностранными инвестициями; получать вознаграждение иное, чем за педагогическую, научную, творческую деятельность. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в  отношении которого депутат может  иметь личный интерес, он должен заявить  об этом на заседании. Эти нормы и  неписаные правила часто нарушаются. Парламентарий должен ежегодно, а  также после избрания и прекращения  срока полномочий подавать декларацию о доходах. Эти правила в большинстве  государств жестко соблюдаются.

       Внутренняя  организация парламента и его  палат. В парламенте и его палатах  формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях (председатель), другие представляют собой  вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает отдельные  органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним (например, Счетная  палата, Уполномоченный по правам человека). Парламент может в любой момент обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они  иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией.

       Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в  англосаксонских странах) либо коллективный орган (бюро в Испании, организационный  комитет в Чехии). Председатель однопалатного  парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей. Председателя парламента при двухпалатной структуре  парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании  палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

       Руководящий орган палат парламента может  быть избран либо на срок их полномочий, либо на период одной сессии. В большинстве  стран считается, что председатель однопалатного парламента должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит из нее  на время председательствования. В  других странах он сохраняет партийную  принадлежность (в США это лидер  парламентского большинства).

       Бывает  сильный и слабый председатель. В  первом случае (Великобритания) он толкует  правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей  комиссий и др. Слабым является, например, председатель палаты лордов в той  же Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время  для выступлений не ограничено.

       К внутренним органам парламента относятся  партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат  к одной партии (блоку) или к  нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и  отдельные беспартийные депутаты.

       Для создания партийной фракции (а фракция  имеет определенные преимущества - свое помещение в парламенте, право  выступать от имени фракции предоставляется  вне очереди и т. п.) необходимо иметь определенное число депутатов  от данной партии, устанавливаемое  регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате Франции). Фракция  пропорционально представлена в  комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель  наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители  представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой  посты председателей постоянных комиссий палат.

       У фракций имеется свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой "теневой кабинет": выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

       Важную  роль в парламенте и его палатах  играют постоянные комитеты и комиссии. Число их различно и часто меняется: в однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании - 15, в конгрессе США - 22. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (по иностранным делам, по с/х, по здравоохранению и др.), и неспециализированными. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов. Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.[8]

       Комиссии  обсуждают информацию министров  по своей отрасли. Министры не несут  ответственности перед постоянными  комиссиями, а последние не принимают  обязательных для правительства  и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению.

       Палаты  в случае необходимости создают  временные комиссии - следственные, ревизионные и др. Во многих палатах  создаются бюро палаты или совет  старейшин, где решаются некоторые  организационные вопросы. В парламентах  часто избирается, обычно из числа  молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете, а также подсчет  голосов при открытом голосовании.

         Аппарат парламента включает  три вида органов и лиц:  

       1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хоз. часть, типография и др.);

       2) консультанты парламента, обычно  работающие в исследовательских  службах. Часто они не состоят  в штате, а выполняют заказы  по подготовке разовых экспертных  заключений;

       3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари. 

       Полномочия  парламента. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и  консультационные. Считается, что в  связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными  полномочиями существуют в большинстве  стран англосаксонского права: парламент  может принять решение по любому вопросу.

       Парламенты  с ограниченными полномочиями существуют во Франции и в некоторых франкоязычных  странах Африки. Конституции перечисляют  вопросы, по которым парламент может  издавать законы. Все остальные вопросы  составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу вмешиваться не должен.

       Консультативные парламенты существуют в некоторых  мусульманских странах.

       Главная задача парламента - принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы - конституции  и поправки к ним, которые принимаются  по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

       Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть  может назначать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В некоторых странах парламент избирает президента, в других - образует весь состав правительства. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно.

       В области внешней политики парламент  ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании  вооруженных сил за пределами  страны. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

       Особое  значение имеют финансовые и контрольные  полномочия парламента. В большинстве  стран только он вправе устанавливать  материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать  госбюджет.

       Парламент всегда, будучи высшим органом народного  представительства, обладает контрольными полномочиями, которые могут иметь  политический характер (например, выражение  недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом  расследовательских комиссий).

       Используются  следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:

        1. Вопросы к правительству, министрам,  другим высшим органам государства  и должностным лицам на пленарном  заседании парламента. Различаются  устные и письменные вопросы.  Вопрос должен относиться к  фактам и не содержать обвинений.

        2. Дебаты по заранее определенным  вопросам и общей политике  правительства. Их тему предлагает, как правило, оппозиция, но  такие предложения могут исходить  и от правительства. Дебаты  не преследуют цели вынесения  решения с оценкой деятельности  правительства.

        3. Интерпелляция предусматривает  постановку какого-либо важного  вопроса на пленарном заседании,  за которой следует объяснение  министра, обсуждение и принятие  решения путем голосования. Неудовлетворительная  оценка может повлечь за собой  отставку министра или всего  правительства, или, напротив, роспуск парламента. По сравнению с вопросом подача интерпелляции существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т. д.

        4. Постановка вопроса о вотуме  недоверия правительству (решается  голосованием).

        5. Доклады и отчеты правительства  и министров о своей деятельности  на пленарных заседаниях палат.  Действенность этой меры зависит  от формы правления.

Информация о работе Законодательная власть как одна из ветвей государственной власти