Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и свойства государственной власти 5
2. Методы осуществления государственной власти 17
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации 22
Заключение 27

Работа состоит из  1 файл

Государственная власть.docx

— 63.64 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие и свойства государственной власти 5

2. Методы осуществления государственной власти 17

3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации 22

Заключение 27

Список использованной литературы 30

 

Введение

 

Власть  – одно из основных начал человеческого  общежития как общего жития, жизни  людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения  между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения  определенной зависимости между  людьми, отношения руководителя и  руководимого, господства и подчинения.

Власть  – право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком  и т.д.), возможность оказывать  решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей1.

Государственная власть – фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть как явление изучается  с социологических, политологических, психологических и иных позиций.

В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. В «Большом юридическом словаре» государственная власть – это совокупность полномочий по изданию законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия2.

Актуальность  темы основана на том, что в современных  условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества, сильная и дееспособная государственная власть является основным условием успешных преобразований.

Объектом  исследования является государственная  власть.

Предметом исследования выступает государственная  власть в Российской Федерации.

Целью данного  исследования является: анализ и оценка имеющихся видов власти, а именно государственной власти; характеристика государственной власти; определение  и уточнение содержания отличительных  признаков государственной власти..

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить  понятие и признаки государственной  власти;

- исследовать  структуру государственной власти  в Российской Федерации.

 

 

 

1. Понятие и свойства государственной власти

 

Будучи  разновидностью социальной власти, государственная  власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо3. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого»4. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект  власти, объект, средства (ресурсы) и  процесс, приводящий все это в  движение для достижения определенной цели.

Особенностью  государственной власти является и  то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные  чаще всего отчетливо разделены.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли субъекта выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства и т.п.

Объект  власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие субъекта власти.

В обществе с классовыми антагонизмами властвующим  субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе  с тем и в демократическом  государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Под ресурсами  власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния  на других.

Ресурсы власти можно различать по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные (воздействие с помощью средств  массовой информации), принудительные (меры административного наказания) и основанные на методах убеждения, «силовые» (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.

В понятие  ресурсов власти входит и то, что  называется легальностью и легитимностью  власти.

Легитимность  власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и  в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность5. Легальность служит юридическим выражением легитимности власти. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.

Еще одна важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо6. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения, Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение  любых вопросов; б) исключает возможность  перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.

И все  же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми  недостатками и пороками. Всевластные  органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Пожалуй, самый трудный вопрос заключается  в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Дж. Локку7 и Ш. Монтескье8.

Локк доказывал необходимость разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании законодательная власть – это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов.

Но так  как законы, обладая постоянной и  устойчивой силой, нуждаются в непрерывном  исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Это задача исполнительной власти.

Под федеративной властью Локк понимал ту власть в  государстве, в компетенцию которой  находятся вопросы войны и  мира, участие в коалициях и  союзах, право вести дела со всеми  лицами и сообществами вне данного  государства, т.е. область внешней  политики.

Верховной властью по мнению Локка является власть законодательная, которой все  остальные подчиняются.

Суть  принципа разделения властей по Ш. Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.9

Высшие  органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них  все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную  власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная  власть должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой  степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Судебная власть осуществляет контроль за соблюдение законов официальными органами, организациями, предприятиями и частными лицами. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

Не без  основания в последнее время  говорят и о четвертой власти – средствах массовой информации (СМИ) и даже о пятой – мафии. Все виды власти совершенно определенно  оказывают воздействие на управление обществом, страной. СМИ – формируя общественное мнение в пользу тех  или иных политических сил10. Мафия – корректируя (путем подкупа и запугивания) в свою пользу многие политические решения органов власти11.

Информация о работе Государственная власть