Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и свойства государственной власти 5
2. Методы осуществления государственной власти 17
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации 22
Заключение 27

Работа состоит из  1 файл

Государственная власть.docx

— 63.64 Кб (Скачать документ)

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения  – государственного. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная  власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении  не нуждается.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.20

Само  по себе государственное принуждение  – острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование  в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы асоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

3. Особенности осуществления государственной  власти в Российской Федерации

 

За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) – исторически сложившийся  устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа.

В России наиболее важные отечественные традиции – общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России – сильное  централизованное государство, способное  обеспечить необходимый порядок, целостность  общества, защитить страну от иноземных  нашествий. Державность включает в  себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому  менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и  державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию – патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

Согласно  Конституции РФ государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется  на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.21

Органы  государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека –  обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти прав и свобод и устанавливается принцип  разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной  власти и представительным органом  является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Вроде  бы все ветви власти имеют своих  представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок  механизма разделения властей. В  действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях он наделен  необходимыми полномочиями и прерогативами.22

Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и  согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует  не как указующая инстанция, а  совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства  страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

В сфере  взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает  и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент –  арбитр в споре между властями – может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством  Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов  Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что  глава государства обладает большими возможностями для воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам  участвует в деятельности всех государственных  органов.

В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его  деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).

Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей  и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации – Федеральное  собрание – является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет федеральные законы.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы  связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный  бюджет; федеральный сбор налогов  и т.д.

Все эти  полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.23

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в  системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Органы  правосудия олицетворяют третью ветвь  власти. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.24

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма  сдержек и противовесов – одна из важных задач России.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Но надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

 

Заключение

 

Институт интеллектуальной собственности, возникший совсем недавно в отечественной системе права, в мировой практике применяется уже более двухсот лет. За это время он показал свою жизнеспособность, и на сегодняшний день уже мало у кого возникают сомнения о правомерности его существования как такового. Несмотря на использование слова «собственность» в наименовании, этот институт не укладывается в классическую триаду «владение - пользование - распоряжение», хотя объекты интеллектуальной собственности - так называемый интеллектуальный продукт - и выступает в гражданском обороте в качестве особой разновидности товара.

Исторически сложилось, что неотъемлемой чертой и главной проблемой во всех смыслах этого слова стал для права интеллектуальной собственности его территориальный характер. При этом творческая деятельность не могла ограничиваться территориальными рамками, благодаря чему возникла такая специальная сфера международного сотрудничества государств, как международное культурное сотрудничество, а принцип свободы творчества вошёл в систему принципов последнего.

Непременным условием эффективного международного культурного сотрудничества видится реальная охрана прав авторов научных, литературных и художественных произведений. Определяющая роль в международной защите и охране права интеллектуальной собственности принадлежит многосторонним международным соглашениям - Конвенциям, краткий обзор которых был сделан выше. Бернская конвенция по сравнению с Всемирной характеризуется большим объёмом субъективных прав и материальных норм

вообще; Всемирная конвенция носит  компромиссный характер и, по мнению многих исследователей, является более «гибкой». В обоих документах содержатся коллизионные, административные и отчасти материально-правовые нормы, но вопрос непосредственной охраны международных авторских прав возлагается на национальное законодательство стран-участниц.

Серьёзные шаги в данном направлении  были сделаны в российском законодательстве: государство перестало рассматривать  авторское право лишь как средство защиты своего культурного достояния от необоснованного использования капиталистическим Западом, закрепив право интеллектуальной собственности конституционно (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) и приняв ряд прогрессивных законов, причём действие их, в соответствии с принципом свободы творчества, который сам по себе не знает государственных границ, распространяется теперь на всех физических лиц (включая иностранных граждан), находящихся на территории РФ, или находящихся в иностранном государстве, если РФ состоит с этим государством в договорных отношениях по вопросам признания авторских прав.

Информация о работе Государственная власть