Теория Элит Паретто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:01, реферат

Описание

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом .

Работа состоит из  1 файл

Теория Элит Парето.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

Теория Элит Парето.

Согласно Парето, индивиды  неравны  между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное  неравенство  представляется ему  совершенно естественным, очевидным  и реальным фактом

 

Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс,  господствующий класс,  высший слой, аристократию)

В каждой сфере деятельности существует своя элита  Парето различает 2 вида элиты: правящую, те принимающую участие в осуществлении политической власти и неправящую

Социальная стратификация  изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину  составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса  населения ("низший слой") Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как результат естественного отбора В этом случае Парето имеет в виду общество  с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности В целом, у Парето доминирует такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень  самообладания, умение использовать для  своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции,  способность  применять силу, когда это необходимо Если элита неспособна применить одно из последних качеств (убеждение  или силу), она сходит социология  сцены и уступает место другой  элите, способной убедить или применить силу

Отсюда тезис Парето: "История  - это кладбище аристократий"

Как правило,  между элитой и  остальной массой населения постоянно  происходит обмен:  часть элиты  перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последней пополняет  состав элиты Процесс  обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит

 

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что замедляется циркуляция элиты  Сущность революции состоит в  резкой и насильственной смене состава  правящей элиты В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит Их чередование, смена - закон  существования человеческого общества Но изменяются не только составы элит; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит Первый тип элиты, в котором преобладает "инстинкт  комбинаций", управляет путем использования убеждения,  подкупа, обмана, прямого одурачивания масс Правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем Интересы  ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы  материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, нации Такой тип элиты Парето называет лисами С течением времени "инстинкт комбинации" в правящем классе усиливается, в то время  как в управляемом классе, напротив, усиливается "инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов" Когда это расхождение  становится достаточно значительным, происходит революция,  и к власти приходит другой тип элиты, для которого характерны агрессивность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам Этот тип элиты Парето называет львами В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории  "спекулянтов" (лисам) и "рантье" (львам), каждая из которых выполняет в обществе полезную функцию "Спекулянты" часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса,  "рантье" составляют мощный фактор  стабильности Общество, в котором исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности и находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть разрушено изнутри или извне

Теория элит Парето

Социологическая система В.Парето строилась на теории нелогического  действия. Согласно Парето, большинство  тех человеческих действий, из которых  слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психологическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства  маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.

 

Политическая экономия по Парето не могла объяснить действительность, а лишь конструировала модель крипто-нормативных  рациональных экономических действий. Но большая часть действий человека является иррациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогических действий должна была дополнить экономическую теорию и превратить политическую экономию в эмпирическую науку. Однако эта социология должна быть логически-экспериментальной наукой, ибо нелогические действия она должна понять логически.

 

Логическими действиями Парето считал такие, при которых: субъективные соотношения  цели и средства совпадают с объективной  данностью, установленной логически  и экспериментально. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Парето называет это "осадком". Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональное объяснение, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид.

 

Их Парето просто назвал "производными" (деривациями). Осадки, деривация и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями - они лишь иллюзии, - а чувства, и что в случае та называемых идей речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели. Например, тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).

 

Итак, почти столетие назад Парето сформулировал теорию кругооборота элит (циркуляция), объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы он выводил из неравенства индивидуальных способностей людей. Социологическая система стремится к равновесию и при выводе ее из такого состояния с течением времени возвращается к нему. Процесс этот образует социологический цикл, течение которого зависит, прежде всего, от циркуляции элит. Они возникают в низших слоях общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются и исчезают… Этот кругооборот элит является универсальным законом истории". Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, поэтому меняются и сами типы элит. История оказывается "кладбищем аристократии".

 

Элиты являются подлинными инициаторами дериваций, особенно господствующие элиты, но также и тех, которые хотят отнять у них власть. Однако элиты олицетворяют также основополагающие "осадки", особенно осадки комбинации, стойкости, соединения. Их можно охарактеризовать как различные типы людей: люди типа "осадков" комбинации являются прогрессивными, хитрыми и не слишком подвержены угрызениям совести. Они избегают явных конфликтов и скорее прибегнут к хитрости, обману, подкупу. Они - "лисы". Им противостоят "львы", которые хотят придерживаться привычного, но не боятся конфликта и силы.

 

Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политсистема требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

 

Общество, в котором  преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда  обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с преобладанием в ней "лис", которые со временем перерождаются во "львов"; сторонников жесткого подавления и деспотизма.  Моска, развивая идеи Парето, полагал, что циркуляция элиты - залог здоровья общества, добавляя, впрочем, что все это - при условии преобладания стабилизационной консервативной тенденции, сохранения преемственного обновления элиты за счет лучших выходцев из масс.

 

Общество элиты - это  система уравнений, служащая для  того, чтобы найти оптимум, т.е. то состояние равновесия, при котором  ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о "социальной системе", а его теория общества должна быть, собственного говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма, как возможен порядок, прозвучал бы у него иначе: "Как возможно управлять обществом?". Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривация, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о "социальной физиологии" задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.

 

Парето подразделил элиту на правящую и не правящую (контрэлиту). Революция, с его точки зрения, - это всего лишь борьба и смена  правящей элиты потенциальной элитой, которая, правда, маскируется тем, что  говорит якобы от имени народа, вводя в заблуждение непосвященных (вскоре Б.Шоу напишет, что революция никогда не помогает скинуть бревно тирании, максимум, что они могут - это переложить его с одного плеча на другое). Итак, революция - не более, чем смена элит: старая элита, стоящая у власти, одряхлела, не способна к эффективному управлению, в обществе возникает новая потенциальная элита, но чтобы утвердить в качестве правящей элиты, ей необходима поддержка масс, недовольных старым общественно-политическим строем. Она использует их как стадо баранов. И с их помощью пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прежние порядки. Причем массы обычно остаются в дураках - новая элита "загоняет их в стойло" и порой экономический и политический гнет становится еще более жестоким и изощренным. Именно в таком плане многие элитаристы интерпретируют октябрьскую революцию.

 

Однако эти фактические условия  и движения перерываются деривациями, которые в зависимости от обстоятельств  интерпретируют ситуацию иначе. Народ  придерживаются определенных жизненных правил с квазирелигиознам упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а в новом элита утверждает, что борется за народ, а даже сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ и превращается в демагогию.

 

Нельзя не видеть и слабые и стороны  классиков элитизма. Если принять  их схему (и тем более абсолютизировать ее), теряет всякий смысл понятие прогресса, невозможно объяснить один из самых глубоких законов общественного развития - возрастания роли масс в истории. Критики отмечают и более частные их недостатки. Известный английский социолог Т.Боттомор справедливо считает, что из работ Парето не ясно, относится ли "циркуляция элит" к процессу динамики неэлит в элиты или же к замене одной элиты другой. Действительно, обе интерпретации присутствуют у Парето, он часто пишет о том, что наиболее способные индивидуумы рекрутируются из низшей страты в высшую, а отдельные элементы элит деградируют, отпускаясь на дно общества. Вместе с тем несомненная заслуга Парето  и Моски в том, что они выявили особую роль элиты в политическом процессе, сделали ее объектом специального исследования.

 

3. Заключение

 

Истинна ли теория Парето, подтверждается ли она истинными фактами? Однозначный  ответ на эти вопросы был бы упрощенным, если не профооо проблемы. Он будет отрицательным, если трактовать ее в том смысле (к чему и склоняется сам Парето), что политическая история есть следствие смены элит, что она детерминируется элитами. Но в ней большая доля истины, если трактовать ее более широко, как подчеркивание особой роли политической элиты в истинном процессе (имеется в виду при этом, что смена элит - не определяющая причина политического процесса, а скорее, его результат, его момент).

 

 

 

 

 

 

Список литературы

"Социология, курс лекций". Ростов  на Дону, 2000г., Ю.Г.Волков, В.Н.Нечипуренко,  А.В.Попов, С.И.Солныгин.

Большая советская энциклопедия. Москва, 1975г.

Журнал ОНС (общественные науки  и современность), 1995г., г.Москва. "Смена  элит". Г.Аникин.

И.Ю.Нищенко "Социология"

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/


Информация о работе Теория Элит Паретто