Современные теории элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:04, реферат

Описание

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим,
а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим
исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.
Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не
тративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные
концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.).

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

II. Современные  теории элит.

Основные направления  современной элитарной теории. 

Макиавеллистская  школа

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким  теоретическим,

а впоследствии (преимущественно  после второй мировой войны) и  эмпирическим

исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не

тративших современной  значимости, являются уже вкратце  рассмотренные

концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.). Их

объединяют следующие  идеи: 

1. Особые качества  элиты, связанные с природными  дарованиями и воспитанием

и проявляющиеся  в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за

власть. 

2. Групповая сплоченность  элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не

только общностью  профессионального статуса, социального  положения и

интересов, но и  элитарным самосознанием, восприятием  себя особым слоем,

призванным руководить обществом. 

3. Признание элитарности  любого общества, его неизбежного разделения на

привилегированное властвующее творческое меньшинство  и пассивное,

нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из

естественной природы  человека и общества. Хотя персональный состав элиты

изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны.

Так, например, в  ходе истории сменялись вожди  племен, монархи, бояре и

дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты,

но отношения  господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись

всегда. 

4. Формирование  и смена элит в ходе борьбы  за власть. Господствующее

привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие

высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет

добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная

борьба за место  под солнцем неизбежна. 

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая  роль элиты в

обществе. Она выполняет  необходимую для социальной системы  функцию

управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по

наследству свое привилегированное положение, элита  имеет тенденцию к

вырождению, Утрате своих выдающихся качеств. 

Макиавеллистские  теории элит подвергаются критике за преувеличение значения

психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и

активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных

реальностей государств всеобщего благоденствия, циничное отношение к борьбе

за власть. Такая  критика во многом не лишена оснований. 

Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они,

как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной  конструктивной

силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению  к демократии,

стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных

государств. Многообраз. ные ценностные концепции элит существенно

различаются по степени  защиты аристократизма, отношению к  массам,

демократии и  т.д. Однако они имеют и ряд  следующих общих установок: 

1. Принадлежность  к элите определяется обладанием высокими способностями и

показателями в  наиболее важных для всего общества сферах деятельности.

Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на

удовлетворение  ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества

отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные

ориентации. Это  приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее

важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими  современным

требованиям. Так  в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей

нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру,

предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых  нуждалось общество.

Последние же, в  свою очередь, сменяются менеджерами  и интеллектуалами —

носителями столь  важных для современного общества знаний и управленческой

компетентности.

Некоторые современные  сторонники ценностной теории элит утверждают, что

лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно

элитарным, поскольку «покоившееся на владении частной собственностью

классовое господство сменилось в нем господством  групп, которые

рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе

деловой квалификации». 

2. Элита относительно  сплочена на здоровой основе выполняемых ею

руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся  реализовать

свои эгоистические  групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся

прежде всего  об общем благе. 

3. Взаимоотношения  между элитой и массой имеют  не столько характер

политического или  социального господства, сколько  руководства,

предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и

добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая

роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных

по отношению  к младшим, менее осведомленным  и опытным. Она отвечает

интересам всех граждан. 

4. Формирование  элиты — не столько результат  ожесточенной борьбы за власть,

сколько следствие  естественного отбора обществом  наиболее ценных

представителей. Поэтому  общество должно стремиться совершенствовать

механизмы такой  селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной

элиты во всех социальных слоях. 

5. Элитарность  — условие эффективного функционирования  любого общества. Она

основана на естественном разделении управленческого и исполнительского

труда, закономерно  вытекает из равенства возможностей и не противоречит

демократии. Социальное равенство должно пониматься как  равенство жизненных

шансов, а не равенство  результатов, социального статуса. Поскольку люди не

равны физически, интеллектуально, по своей жизненной  энергии и активности,

то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые

стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными

результатами. Неизбежно  появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры. 

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать

количественные  показатели, характеризующие ее влияние  на общество. Так, Н.

А. Бердяев на основе анализа развития разных стран и народов вывел

«коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к

общему числу  грамотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает

наличие в обществе высокого потенциала развития. Как  только этот

коэффициент опускался до примерно 1%, империя прекращала существование, в

обществе наблюдались  застой и окостенение. Сама же элита  превращалась в

касту, жречество8. 

Ценностные представления  о роли элиты в обществе преобладают  у современных

неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии.

Но сама элита  должна служить нравственным примером для других граждан и

внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных  выборах. 

Теории демократического элитизма

Основные положения  ценностной теории элит лежат в основе концепций

демократического  элитизма (элитарной демократии), получивших широкое

распространение в современном мире. Они исходят  из предложенного Йозефом

Шумпетером понимания  демократии как конкуренции между  потенциальными

руководителями  за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия

влечет за собой  антиэлитистскую тенденцию, но не требует  идти до конца к

утопическому уравнению  элиты и масс. Мы понимаем, что  демократия

характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом

рекрутирования  и новым самосознанием элиты»9. 

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических

исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается  как в элитах,

так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая

политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты

необходимы прежде всего как гарант высокого качественного  состава

руководителей, избранных  населением. Сама социальная ценность демократии

решающим образом  зависит от качества элиты. Руководящий слой не только

обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником

демократических ценностей и способен сдержать часто  присущий массам

политический и  идеологический иррационализм, эмоциональную

неуравновешенность  и радикализм.10 

В 60—70-е гг. утверждения  о сравнительном демократизме элиты  и

авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными

исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят

низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей

(свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в  политической

толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры  и т.п., но

они более консервативны  в признании социально-экономических  прав граждан:

на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п.

Кроме того, некоторые  ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность

повышать стабильность и эффективность политической системы  с помощью

расширения массового  политического участия. 

Концепции плюрализма элит

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере  отбора элит

в современном  демократическом обществе развивают  концепции множественности,

плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными  в

сегодняшней элитарной  мысли. Их нередко называют функциональными  теориями

Информация о работе Современные теории элит