Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

Типология политических партий. 

 Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать  всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий  обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений  позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации  партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию.

Не все типологии, однако, имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий.  Исходя из этого, все многообразие классификаций политических партий можно представить в следующем схематичном виде:

Таблица 1.Типология  политических партий

Основания

Виды

 

 

Организационная структура

- Кадровые

- Массовые

-Оформленные (с фиксированным членством)

- Неоформленные (со свободным членством)

- Централизованные

- Децентрализованные

 

Среда деятельности

- Моносредные

- Всеобщие

- Промежуточные

 

 

 

Идеологическая направленность

- «Левые»

- «Центристские»

- «Правые»

- Революционные (радикальные)

- Реформистские (умеренные)

- Консервативные

- Реакционные

 

Роль в политической системе

- Правящие

- Оппозиционные

- Парламентские

- «Авангардные»

 

 

Влияние в парламенте

- Мажоритарные (большинство)

- С мажоритарным призванием

- Доминирующие

- Миноритарные (меньшинство)

 

Представительство

интересов

- Классовые

- Социальных групп, слоев

- Надклассовые

- С неопределенным социальным  обликом 

Тип партийного руководства

- Коллегиального  руководства

- Вождистские


 

Итак, определив наиболее важные классификации, можно сделать  вывод о том, что правильно  оценить  политические партии их деятельность и место в политической системе  можно лишь с объединительных  позиций, поскольку никакая типология  или застывшая схема, взятая в  отдельности, никогда не исчерпает  всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под  различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.

Типология (классификация) партий

По социальной

направленности

программы

и деятельности

  • Социал-демократические;
  • либерально-демократические;
  • коммунистические;
  • классовые;
  • националистические;
  • расовые;
  • фашистские;
  • религиозные;
  • государственно-патриотические;
  • народные

По идейным  основаниям

деятельности

  • Доктринальные (защита своей идеологии);
  • прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий);
  • харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера)

По методам  выполнения

программы

  • Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
  • реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру

политических  действий

  • Реакционные;
  • консервативные;
  • умеренные;
  • радикальные;
  • экстремистские

По представительству

в высших органах

государственной власти и отношению

к официальной  политике

  • Правящие;
  • оппозиционные (легальные,

полулегальные и нелегальные)

По месту

в политическом спектре

  • Левые;
  • центристские;
  • правые

По стилю общения

между партийными

лидерами и  рядовыми членами

  • Демократические;
  • антидемократические

По организационной  структуре

  • Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);
  • лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов);
  • авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов)

По характеру  членства

  • Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);
  • массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного

руководства

  • Коллективного руководства;
  • руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
  • личностного руководства;
  • консенсусного руководства

Партийные системы.

В современной политической истории различают четыре типа партийных  систем: буржуазно-демократическая партийная система сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций: многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства; двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия; модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями; двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли; коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода; коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

социалистическая партийная  система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная  система  такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.  
В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.  
Типы партийных систем:  
1. Однопартийная - в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий.  
2. Двухпартийная - в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.  
3. Многопартийная - в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.  
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов .

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  вКонституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. [2]

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило  переведения полученных голосов  в мандаты, голосование за конкретного  кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.[3]

Мажоритарная  избирательная система


Система формирования выборных органов  власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе  относительного большинства кандидату  для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

При системе квалифицированного большинства  победителю необходимо набрать заранее  установленное большинство, которое  выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Гибридная избирательная система


Использование мажоритарной системы  допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением  кандидатов исключительно партийным  списком, которым каждый кандидат выдвигается  в один из мажоритарных округов, а  сам список утверждается решением высшего  органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система  превращается в гибридную избирательную  систему.

Пропорциональная  избирательная система


Система формирования выборных органов  власти через партийное представительство  называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

  • Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
  • Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)
  • Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
  • Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000
  • После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
  • Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

  • Плюсы

Более полный учет разнообразных интересов  и ценностей, существующих в данном обществе

  • Минусы

Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

Гибридная избирательная система


Указание в партийном списке кандидатов каждому из них мажоритарного  округа, в котором он будет баллотироваться, делает партийные списки предельно  открытыми и превращает пропорциональную избирательную систему в гибридную  избирательную систему.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.

С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что  политические процессы формируются  под воздействием внешних по отношению  к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование  выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном  значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах  они в той или иной степени  обязательно существуют. 
А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система.

Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима