Форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:22, реферат

Описание

Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать понятие формы государственного правления;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Монархия 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
Глава 3. Республика 17
3.1 Президентская республика 19
3.2 Парламентская республика 23
3.3 Смешанная республика 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

история правления.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

3



Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие формы государственного правления 5

Глава 2. Монархия 7

2.1 Абсолютная монархия 12

2.2 Конституционная монархия 15

Глава 3. Республика 17

3.1 Президентская республика 19

3.2 Парламентская республика 23

3.3 Смешанная республика 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

Введение

Форма правления — это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма  правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Темой данной курсовой работы является "Форма  государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

    1. дать понятие формы государственного правления;
    2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
    3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.

Во второй главе мы рассматриваем  понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия  — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

В третьей главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика — это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

Тема данной работы рассматривается  во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.

 

Глава 1. Понятие формы государственного правления

Теоретическая наука  выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их  сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Существенные черты  той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический  строй общества, определяя всю  надстройку в целом, характеризует  форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его  сущность и содержание.

Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы  государств следует учитывать также  и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма  правления раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.1

Мировой истории известны две формы правления: монархия и  республика.

 

Глава 2. Монархия

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.2 Основными признаками классической  монархической формы правления являются:

-  вся полнота власти  в государстве с данной формой  правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;

-  монарх пользуется  – титулом (король, царь, император, фараон);

-  монарх  получает  власть, как правило,  по наследству;

-  народ не имеет  отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными  признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической  ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть  верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее  на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления,  она имела уникальные,  только ей присущие черты. В  государствах  Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя,  патриархального быта.  Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Древнеримская монархия  выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи  подразделяется на два периода - период принципата и период домината.

 При принципате  формально еще сохраняются элементы  республиканской формы правления и основные учреждения республики.  Действуют  народные собрания и сенат.  Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел  они  не  играют. Все основные  функции сосредотачиваются в руках императора.  В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица:  командует армией,  осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат,  отменяем решения  любого  органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III  веке  н.э.  в  Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают  республиканские  учреждения. Управление  государством  сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает  исполнителей  -  сановников.  Император открыто провозглашал свое божественное происхождение.  Порядок в Римской империи поддерживался при  помощи  многочисленного  административно-судебного и военного аппарата.

Государственные формы,  присущие  Римской  империи,  особенно  на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере  получили  реальное  отражение  в  государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии.

Феодальная (средневековая)  монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления  вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы,  не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства,  Киевская Русь).  Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью   территории   и   слабой   центральной властью. Феодальная  военная  и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления.  По мере  развития феодальных отношений  общинные  земли  подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется  аппарат центральной власти.  Особенность данного аппарата состояла в  том,  что  общие  органы  государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального  государства  является  раннефеодальная империя,  которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных,  слабо организованных народов,  между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана).  Империи  возглавлялись единым владыкою - королем, великим князем,  халифом или ханом.  В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в  структуре власти определялись не размером земельных пожалований,  а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся  мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни.  Создавались крупные феодальные  землевладения, которые становились соперниками центральной власти.  Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах.  Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля,  поскольку им  выгоднее  заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Итак, с  развитием  крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи - она распадается на  отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия - это  такая  централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным  органом   (собранием).3   Такие   сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.  Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

Информация о работе Форма государственного правления