Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:14, контрольная работа

Описание

Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов и экономистов. Политологи рассматривают государство как главный центр политической власти, экономисты – как один из центров экономической власти.
С политологической точки зрения государство есть организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государства. Признаки и функции государства 6
2. Формы государственного устройства 9
3. Формы правления 13
Заключение 16
Библиографический список 17

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 46.89 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ухтинский государственный  технический университет

 

 

 

Кафедра социологии, политологии и  философии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине

«Политология»

студентки 3 курса ФБО (б)

специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии ТЭК»

   

 

шифр 091226

 

Домашний адрес:

г.Сосногорск

ул. Рабочая

д.5 кв.12

 

Выполнила:

студентка группы ЭТК- 09

Потапова А. А.

Проверил:

                                                    

Тема 6. Государство

 

 

 

Ухта 2011

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие государства. Признаки и функции государства 6

2. Формы государственного устройства 9

3. Формы правления 13

Заключение 16

Библиографический список 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов  и экономистов. Политологи рассматривают  государство как главный центр  политической власти, экономисты –  как один из центров экономической  власти.

С политологической точки зрения государство  есть организованная часть общества, имеющая систему органов и  учреждений власти, правовых норм и  экономических связей, а также  суверенную территорию. Наличие территориального аспекта при характеристике государства  ведет к тому, что термин «государство»  часто смешивают с термином «страна». Более правильным, однако, понимать государство как набор институтов(правил), регулирующих поведение индивида в обществе, и одновременно организацию, которая построена по принципу иерархии и следит за выполнением самых общих правил.

С экономической точки зрения государство  есть особый субъект хозяйственной  жизни, которому индивиды передают часть  своих прав в некоторых сферах (контроль за защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией  и т.д.). Во всех этих сферах государство  получает право легитимно (т.е. на основании  законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции (основном законе страны). Таким образом, по мнению экономистов, государство – это, прежде всего, верховный защитник прав собственности. Помимо контроля за выполнением правил другими экономическими субъектами (домохозяйствами и фирмами), государство может и само заниматься производством и распределением хозяйственных благ.

По поводу взаимоотношений власти и общества с 19 в. среди обществоведов  существуют два основных подхода  к объяснению того, что такое государство. Представители одного направления  видят в государстве прежде всего инструмент насилия одной части общества над другой. Их оппоненты подчеркивают, напротив, роль государства как полезного для всех членов общества центра управления.

Первая точка зрения популярна  среди леворадикальных ученых. Так, согласно определению В.И.Ленина, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»1.

Вторая точка зрения восходит к  классическому определению Макса Вебера, согласно которому государство представляет собой систему отношений господства/подчинения, опирающихся на легитимное насилие.

Сторонники этой позиции объясняют, зачем в принципе нужно государство, следующим образом. Если бы все люди были ангелами и обладали бы абсолютно  равными точками зрения по одному и тому же вопросу (схожими предпочтениями), то в этом случае государство в  нынешнем виде было бы лишним. Однако стремление разных людей к личной выгоде задевает интересы других людей, и конфликт не всегда разрешается в условиях переговоров  сторон. В этой ситуации для избежания  конфликтов нужна третья сила, которая  может решить проблему на основании  определенных правил. Иначе возникает  «война одного против всех», о которой  говорил еще в 17 в. английский философ Томас Гоббс2. Другой аспект потребности в законном насилии связан со сложностью согласования вопросов даже в условиях доброй воли каждой из сторон. Поэтому вместо долгого поиска устраивающего всех компромисса часто выгоднее, чтобы некая внешняя сила, государство, быстро приняло решение, пусть даже оно и будет устраивать не всех.

Социальная иерархия, связанная с разной степенью обладания властными полномочиями, возникла, вероятнее всего, одновременно с появлением человека и общества. Однако государство как форма политической власти появилось лишь несколько тысячелетий тому назад.

Теории возникновения государства:

1.Патриархальная (Р.Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.

2.Теократическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Государство – часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Теократическая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.

3.Ирригационная (К.Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Абсолютизируется роль географического фактора. Локальный характер.

4.Теория завоевания или насилия (Л. Гумплович, К.Каутский – внешнее, Е.Дюринг - внутреннее объясняет процесс возникновения государства необходимостью закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государство возникает как следствие завоевания одних групп другими.

5.Расовая теория (Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.

6.Инцестная (Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.

7.Спортивная (Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Обряд инициации. Образование специальных групп. Возникновение родовой и военной аристократии результат проведения соревнований.

8.Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова государства.

7.Органическая (Г. Спенсер).

8.Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

9.Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

10.Психологическая (Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства – психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство есть сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических закономерностей человека.

11.Диффузионная (Гребнер). Государство результат передачи опыта управления от одних народов к другим.

 

 

 

  1. Понятие государства. Признаки и функции государства

Государство является центральным  институтом политической системы и  обладает сложной институциональной  структурой, выполняет специфические  функции. Генезис понятия "государства"- Н.Макиавелли "Stato"3.

Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:

-Принудительность. Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. Данный признак считал одним из важнейших ещё М. Вебер. "Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство"4.

-Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство":общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.

-Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства  дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества. Появление особого разделения труда на управляющих и управляемых приводит к образования особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Политическая элита принудительно навязывает свою волю обществу через определенные институты. Государство есть совокупность организаций и учреждений, система управления общественной жизнью. Государство власть институциональная. Территория (часть суши, воздушного и водного пространства), фиксирующая границы государства. Население, на которое распространяется государственная власть. Монополия на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества. Право на взимание налогов и сборов с населения. Гражданство характеризует связь индивида с государством. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

"Государство – политическая  целостность, образуемая национальной  и многонациональной общностью,  закрепленной на определенной  территории, где поддерживается  юридический порядок, установленный  элитой".

"Государство – особая форма  организации политической власти  в обществе, обладающая суверенитетом,  монополией на применение легитимного  насилия, осуществляющая управление  обществом с помощью специального  аппарата".

"Государство – основной институт политической системы, организующий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, социальных групп".

Функции государства можно  классифицировать по нескольким основаниям:

по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление  национальных программ рационального  природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и  др.;

по сферам деятельности государства  – внешние (сотрудничество с государствами  СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

по продолжительности  – временные и постоянные;

по степени общности –  основные и неосновные.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления  функций государства:

правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и  организационно-идеологическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно -через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся по территориальному принципу.

Информация о работе Формы государственного устройства