Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге  почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

Мажоритарная  избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

Мажоритарная система  относительного большинства

Мажоритарная система  абсолютного большинства

Мажоритарная система  квалифицированного большинства

Избранным считается тот  кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников

Избранным считается тот  кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос

Избранным считается тот  кандидат, который получил квалифицированное, т.е. установленное законом, большинство  голосов


 

4)Гражданские  организации и общественные движения, их роль в общественно –  политической жизне.

Роль гражданских  организаций в управлении обществом

• Экономики малых  масштабов как альтернатива или  противовес хозяйственной глобализации 
• Гражданские организации могут создать баланс между государством и рыночной экономикой 
• Формирование гражданского общества устраняет вероятность социального взрыва

Охарактеризовать последнее десятилетие  текущего века, идентифицировать и  назвать его - задача будущих историков. Но важнейшим фактором здесь является провал "эксперимента" с социализмом. Независимо от того, как мы оцениваем этот период, прежде всего события, имевшие место в 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы, а затем в России, и особенно их последствия, можно сделать вывод: основная черта этих изменений заключается во все более глубоком укоренении в сознании людей понятия гражданского общества. Историкам также предстоит оценить тенденции, вызвавшие подобные перемены, выяснить, насколько они были идеологически обоснованы и соответствовали общественным стремлениям или в какой мере это было связано с экономическими, социальными нормами и потребностями.

Давать оценку или критиковать  политические цели или действия не входит в нашу задачу, тем более  что все изменения, произошедшие в течение последнего десятилетия, - это наша каждодневная реальность с ее новыми проблемами, решать которые должно политическое руководство, а также само общество.

n Обратимся к теме нашего исследования, к важнейшему событию, которое с полной определенностью характеризует перемены. Оно состоит в том, что модель, основанная на централизованном планировании, управлении и системе благосостояния, заменена системой рыночной экономики. Однако эти перемены оказались гораздо более суровыми, чем ожидалось, а для некоторых членов общества - почти невыносимыми.

Новация последнего десятилетия заключается  также в том, что полная рыночная либерализация - это не только реальная проблема бывших социалистических стран. Об этом красноречиво свидетельствует распространение по всему миру общественных движений, которые выявляют и обличают чрезмерную концентрацию капитала в либерализованных экономиках. Следует обратить на них внимание, поскольку они подчеркивают опасность обретения монополиями широкой власти, пытаются искать и предлагать пути преодоления этой угрозы. Хотя подобные симптомы особенно присущи бывшим социалистическим странам, они явственно демонстрируют народам всего мира, что необходимо избегать бесчеловечной международной экономизации и стремиться к созданию гуманной экономики.

Профессор Гарвардского университета Дэвид К.Кортен, основатель и президент международного движения "Форум развития во имя человека", излагает актуальные проблемы современности в книге "Когда корпорации правят миром" (When Corporations Rule the World), вызвавшей большой интерес. На основе подробных данных и детального анализа он блестяще раскрывает негативные последствия глобализации экономики, глубинные причины социального, экономического и политического кризиса нашего времени. Автор утверждает, что в результате корпоративных действий идеологических, политических и технократических сил некоторые многонациональные корпорации и банки обретают все большую политическую и экономическую власть, которую используют для еще более активного наращивания собственной прибыли в краткосрочной перспективе, полностью пренебрегая реальными ценностями и нуждами. Выживание нашей цивилизации, подчеркивает Д.Кортен, во многом зависит от того, сможем ли мы создать разнообразные локальные стили жизни как альтернативу или противовес экономической глобализации.

Отметим, что базисный аспект гуманности можно свести к следующему: мыслить глобально, действовать локально. Выдающийся венгерский философ Иштван Бибо выразил эту же мысль утверждая необходимость формирования "экономик малых масштабов", призванных обеспечить взаимодействие между государством и отдельным гражданином и составляющих некую "промежуточную ткань" политической культуры и экономики.

Гражданские организации выполняют несколько важных функций:

• являются инструментами обобщения  сложных социальных потребностей и  активного управления ими;

• защищают и укрепляют плюрализм  и вариабельность общества, а следовательно, культурное, этническое, религиозное, языковое самосознание и т.д.;

• повышают уровень гражданского самоуважения, благодаря чему отдельно взятый гражданин не склоняется перед  мощью государства или всеобъемлющей  властью рынка;

• формируют системы, предоставляющие  обществу возможность осуществлять контроль за политическим и экономическим курсом.

Становится ясным, что свободные  выборы и свободные рынки сами по себе не создают здоровые демократические общества и не обеспечивают их будущее.

За последние десятилетия в  мире возникли тысячи новых некоммерческих организаций. Теперь у них есть свой международный центр CIVICUS, созданный  в июле 1993 г., со штаб-квартирой в Вашингтоне. Как известно, "civicus" по латыни означает "гражданин", и таким образом центр уже названием подчеркивает ориентацию своей деятельности.

CIVICUS - международный союз, цель  которого укреплять гражданские  движения и гражданское общество  во всем мире. Он не связан  ни с какими политическими  партиями или движениями; предоставляет  программную информацию о гражданских  организациях и содействует объединению  их во всемирную сеть; устраивает  региональные и международные  встречи; благодаря специальным  проектам и публикациям помогает  развитию инфраструктуры; осуществляет  функции информационной клиринговой  палаты и сетевого центра. Членами  центра CIVICUS являются частные фонды,  некоммерческие и неправительственные  организации, корпоративные спонсоры  и прочие гражданские общественные  организации. Они представляют  тысячи людей, поддерживающих  идею формирования гражданского  общества. На сегодняшний день  в CIVICUS входят более 300 организаций  из 70 стран мира, в том числе  и российские.

В некоторых регионах мира, в частности  в бывших социалистических странах, граждане обрели свободу в создании подобных фондов и организаций сотрудничества лишь после изменений, наступивших  в 1989 г. Вместе с тем сила гражданских организаций заключена не только в их численном составе. Некоммерческие организации выступили с некоторыми очень важными инициативами, касающимися всего мира. Характерный пример - охрана окружающей среды. То, что это стало частью государственной деятельности в большинстве стран, обусловлено главным образом эффективными действиями гражданских движений. Но существует еще ряд аналогичных проблем, например права женщин, права человека, права национальных меньшинств и пр.

Крупные технические новшества  нашего времени, особенно персональные компьютеры и средства массовой информации, вошли в повседневный быт. Мир  стал шире, организации, работающие даже в наиболее удаленных местах планеты, легко могут поддерживать контакты с помощью системы Интернет. Развитие информационной техники открыло  совершенно новую эпоху в гражданской  сфере, новое значение приобрело  и понятие суверенитета народов.

n Сегодня мы являемся свидетелями двух противоположных тенденций. С одной стороны, крупные многонациональные компании приобретают все большую власть на рынках, многие сотни миллионов долларов ежесекундно оборачиваются на биржах. Наряду с этим снижается способность правительств контролировать потоки денег, информации и рабочей силы, равно как и "трансграничную" преступность. Следовательно, для реализации возможностей и полномочий по принятию решений необходимы более высокие по уровню международные форумы. С другой стороны, помыслы граждан сосредоточены на решении проблем "у себя дома", т.е. на местном уровне. Поэтому наряду с глобализацией (или в качестве противоположного ей явления) мы наблюдаем также нарастание значимости гражданских организаций.

В конце века одним из важнейших  станет вопрос, как властные структуры "обоснуются" между политикой, экономикой и некоммерческим сектором. Правительства по-прежнему выполняют  очень важную функцию в установлении и введении в действие определенных правил и регулирующих положений, но в остальном их значимость снижается.

В отношении экономики очевидно, что логика рынка не решает всех проблем, а иногда создает новые, более серьезные, чем ранее. Поэтому необходим корректирующий механизм, и эту роль выполняет некоммерческий сектор, широкая сеть гражданских организаций. Таким образом, гражданские организации могут создать некий баланс между государством, менее эффективным в области хозяйственного и общественного управления, излишне акцентированной приватизацией и рыночной экономикой, которая сейчас нацелена на захват всех возможных позиций и не имеет преград в ходе либерализации и глобализации.

Профессор политических наук Университета Рутгерса (США) Бенджамин Бербир, книга которого по проблеме глобализации в мире вызывает большой интерес, привлек наше внимание к двум феноменам. Первый состоит в том, что во всем мире господствуют американские "стандарты". Вы можете обнаружить одни и те же товары в Лос-Анджелесе, Париже или Калькутте. Подчас трудно определить, на каком континенте находишься, так как товары и сопутствующая им реклама одинаковы везде. Униформизм и американская доминанта заметны и в нашей культуре, что подтверждается широким распространением кинопродукции Голливуда.

Для многих это обстоятельство, вероятно, не является неожиданным. Но более интересно  утверждение Б.Бербира о том, что вследствие ошеломляющего процесса глобализации усиливаются националистски-фундаменталистские тенденции, главным образом в странах третьего мира, а также и в Европе. Подчеркнутая отрицательная реакция на иностранное - обратная сторона стандартизированной коммерческой культуры, и можно утверждать, что оба явления взаимообусловлены. Вспомним хотя бы речи политиков правой ориентации. В их выступлениях можно найти одну рациональную мысль, сводящуюся к тому, что они хотят укрепления национальных особенностей, выступают противниками униформизма. Но проблема в том, что ответы, которые дают политики левой ориентации или фундаменталисты, пугающи и фальшивы, а поэтому ведут в никуда. Гражданское общество - вот единственная возможность отыскать иное лекарство против "болезни" глобализации, чем национализм, тупость и запреты на все иностранное.

n Социальная напряженность, порожденная быстрыми изменениями, угрожает трансформировать демократию. Фрустрация общества усиливает политический популизм и национализм.

Мировой опыт свидетельствует, что  наиболее серьезными являются социальные проблемы. В то же время правительства  стремятся перенести решение  этих проблем и выполнение всех социальных задач на гражданское общество, рынок  и местные органы власти. Но одна только рыночная экономика не способна автоматически разрешить их. Поэтому  и существует вероятность социального  взрыва. На стадии "дикого восточного капитализма" возможно все, как это было в прошлом веке на "диком Западе" в ходе первоначального накопления капитала.

Гражданское общество прежде всего имеет силу не из-за своего финансового положения (хотя и обретает все большую мощь в сфере экономики), а благодаря тому, что говорит своим голосом и предоставляет возможности развиваться гражданским движениям. Мы должны достичь такого состояния, когда инфраструктура, юридическая и финансовая базы станут настолько надежными, что будут гарантировать деятельность некоммерческих организаций. Мы должны добиться, чтобы правительства всех стран, политические деятели и лица, ответственные за социальную сферу, убедились в том, что гражданские организации являются основополагающими институтами демократии. Это те стабилизирующие факторы, благодаря которым можно организованно, но в то же время независимо от политики и не внося хаоса отслеживать социальные проблемы.

Активное содействие со стороны  государства и всех секторов экономики  абсолютно необходимо для упрочения  и развития гражданского общества, которое, как мы надеемся, будет все  больше закрепляться в сознании людей. Интересы сходятся в точке пересечения  экономики и гражданского общества, которые выступают движущими  силами развития.

Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима