Государство его признаки функции и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:10, контрольная работа

Описание

Несмотря на разнообразие типов и форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.
Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Содержание

Признаки государства…………………………………………………………2
Функции государства.………………………………………………………....5
Формы и методы осуществления функций государства………………......10
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

политолигия 2 вопрос.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Признаки  государства…………………………………………………………2
  2. Функции государства.………………………………………………………....5
  3. Формы и методы осуществления функций государства………………......10

Список  использованной литературы…………………………………………...12 
1. Признаки государства.

    Несмотря на разнообразие типов и форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

   Государство  - организация политической власти  общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

   Признаками  государства являются:

  ♦ наличие  публичной власти;

  ♦ суверенитет;

  ♦ территория и административно-территориальное деление;

  ♦ правовая  система;

  ♦ гражданство;

  ♦ налоги  и сборы.

   1. Публичная  власть включает в себя совокупность  аппарата управления и аппарата  подавления.

   Аппарат  управления - органы законодательной  и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

   Аппарат  подавления - специальные органы, которые  правомочны и имеют силы и  средства для принудительного  исполнения государственной воли:

  = армия;

  = органы  безопасности и полиция (милиция);

  = суды и  прокуратура;

  = система  исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

   Особенности  публичной власти:

  ◊ отделена  от общества;

  ◊ не имеет  общественного характера и непосредственно  народу неподконтрольна (контроль за властью в догосударственный период);

  ◊ чаще  всего выражает интересы не  всего общества, а определенной  его части (класса, социальной  группы и т.п.), нередко самого  аппарата управления;

  ◊ осуществляется  особым слоем людей (чиновниками,  депутатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве;

  ◊ опирается  на писаное формализованное право;

  ◊  подкреплена  принудительной силой государства.

   2. Наличие  специального аппарата принуждения.  Только государство имеет суд,  прокуратура, органы внутренних  дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые  обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. Для  выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного  самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень  вовлечения граждан в государственные дела характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.

   3. Государственный  суверенитет - независимость власти  данного государства от всякой  иной власти. Государственный суверенитет  может быть внутренним и внешним.

   Внутренний  суверенитет - полное распространение  юрисдикции государства на всю  ее территорию и исключительное  право принимать законы, независимость  от всякой иной власти внутри  страны, верховенством по отношению  к любым другим организациям.

  Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях.

   Именно  через государство поддерживаются  международные отношения, и государство  воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

   Государственный  суверенитет не следует путать  с народным суверенитетом. Народный  суверенитет - исходный принцип  демократии, который означает, что  власть принадлежит народу и  исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

   4. Разделение  населения на территории

   Территория  государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

   В настоящее  время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду. В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

   Объединяя  всех людей проживающих на  одной территории, государство является  выразителем общих интересов  и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

   5. Правовая  система - юридический "скелет" государства. Государство, его  институты, власть закреплены  в праве и действуют (в цивилизованном  обществе), опираясь на право и  правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

   6. Гражданство  - устойчивая правовая связь лиц,  проживающих на территории государства,  с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

   Государство  — единственная организация власти  в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения.  Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

   7. Налоги  и сборы - материальная основа  деятельности государства и его  органов - денежные средства, собираемые  с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

   Сущность  государства заключается в том,  что:

  ~ это территориальная  организация людей:

  ~ этим преодолеваются  родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

  ~ создается  структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам  людей. 

 

2. Функции государства.

Понятие функций  государства 

   Термин  «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.

   Функции  государства историчны. Каждому  государству в определенный исторический период развития присущи свои функции - основные формы деятельности государства, выражающие его сущность. 

   Созданию  государства сопутствует стремление  людей достичь каких-либо целей,  осуществить свои конкретные  интересы посредством специальной  социальной организации общества. Функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

   Люди  создают государство также для  своей собственной защиты, защиты  своих прав и личной свободы,  что является социальной функцией  государства. Необходимость решения  этого вопроса вытекает из  того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

   Государственные  функции разнообразны, рассматривая  их, можно выделить некоторые  общие черты:

  › содержание  функций определяется происходящими  в обществе процессами, в них  отражены однородные аспекты  государственной деятельности,

  › они  охватывают всю деятельность  государства в целом,

  › отличаются  от функций отдельных органов  государства,

  › носят  комплексный, собирательный характер,

  › отличаются  от методов их реализации (правотворческой,  исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).

   Каждая  функция имеет свой объект  воздействия и содержание.

  Объект - это  определенная  сфера общественных  отношений, на которую направлено  государственное воздействие.

  Содержание  показывает, что делает государство, чем занимаются  органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

  Существует  много классификаций функций  государства.

   По продолжительности  действия они делятся на: постоянные  и временные.

   По значимости  выделяют: основные и неосновные.

   По принципу  разделения властей основные  внутренние функции: законодательная,  исполнительная и судебная функции.

   По социальной  структуре общества: классовые и  общесоциальные (к общесоциальным  можно отнести область национальной  безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

   Можно  выделить генеральную функцию  государства — это реализация  общих дел, обеспечивающих необходимые  предпосылки существования человеческого  общества. К их числу относятся:

  — природные   условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды  его обитания,

  — социально-культурные  условия (свобода, образование,  культура, творчество и др.),

  — экономические  условия (собственность, труд, предпринимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здравоохранение, жилье, транспорт, связь и др.

  — политические  условия (участие в политике, демократия, гласность и т. п.).

Классификация функций государства

   В западной  науке вопрос о функциях государства  практически не рассматривается,  речь идет о целях и задачах  государства. В нашей науке  функции государства обычно подразделялись  на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

   Внутренние  функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на  основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общества (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

Информация о работе Государство его признаки функции и формы