Признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:43, доклад

Описание

Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики развития стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и организаций своими специфическими признаками.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)


1. Признаки государства

 

  Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики развития стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и организаций своими специфическими признаками.

Выявление и изучение их открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н. э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть предоставлены всеобщее благо и справедливость. «…Хорошо управляемое государство,- писал он,- есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда она сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон ( 106-43 до н. э.) рассматривал в качестве одного из признаков государство дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно заключалось? Говоря кратко, в установлении и подражании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. «Все государства, все державы, обладающие властью над людьми, были суть либо республики, либо государства, употребляемые единовластно», - писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от догосударственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?

Прежде всего это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления(публичной власти). Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, суда, прокуратуры и др.

Важнейшими признаками государства являются, кроме названых следующие: определенная территория с населяющими её людьми; выступление государства в качестве официального представителя «своего» общества; теснейшая связь государства с правом, одним из важнейших проявлений которой является издание или санкционирование государством актов, содержащих нормы права; обладание суверенитетом; наличие системы налогов и сборов, необходимых для содержания государственного аппарата и для поддержания жизнедеятельности государства и общества в целом; наличие у государства своих символов, памятных дат, различных атрибутов.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками все эти отличия позволяют провести четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями - с другой.

 

2.Функции государства

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Другими словами, функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Таким образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества.

Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

Среди внутренних функций можно выделить блок охранительных функций — охраны существующих форм собственности, обеспечение (охрана) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функцию, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем   в   обществах,   где   основной   экономический   потенциал сосредоточивался в руках того или иного  класса (в эксплуататорских обществах),  государственная деятельность  нацеливалась  на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательство на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательство на другие её виды.

В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы, окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью.

Поэтому   государство   вынуждено   активно   заниматься   этой деятельностью.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в экологической функции, является развитие научно-технической революции и её последствий для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.

В этих условиях проблема экологии вышла на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли и сохранения человечества.

Основное   содержание   экологической  функции   составляет государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической  безопасности,  оздоровления  и  улучшения  качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция.

В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок – иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а, следовательно, и социальных катаклизмов.

Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темны её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, то есть государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала.

Современное  государство  способно  прогнозировать  и  гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

   Экономическая   функция   государства   имеет   антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной   экономики,   учитывающей   и   согласующей   интересы производителей    и потребителей. Этому посвящается гражданское законодательство. Законодательство об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров,  потребителей.  Не  допускает  к  участию   в  рынке недобросовестных контрагентов, государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей. В тоталитарном обществе, где государство контролировало экономическую  деятельность  в  рамках  административно-командной экономики, деятельность государства трудно назвать осуществлением экономической функции. Она, скорее, попадает под раздел охранительных функций, так как была призвана не столько стимулировать развитие хозяйства, сколько поддерживать установленный образ жизни.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна но содержанию и масштабна но объему государственной деятельности. Главное назначение - устранишь или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование и культуру.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью - социальным правом. В таких   развитых в этом отношении странах, как. например, Германия, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства -обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

Большое значение в современном обществе приобретает такая функция государства как поддержка развития культуры, науки и образования. В содержание данной функции входят государственная поддержка развития науки, её интеграции в рыночные условия, финансирование фундаментальных исследования Государство также осуществляет функции, поддержки культуры - литературы, искусства, музыки, финансирует сохранение историко-культурных памятников.

В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В.А.Четвернин, "по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых".

Некоторые авторы к числу функций современного российского государства относят обеспечение народовластия .Основное назначение такой функции   видится   в   осуществлении   государством   посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом.

В то же время, другие авторы считают указанную функцию одним из принципов организации  и  деятельности  Российского  государства, закрепленного в главе 1 Конституции Российской Федерации.

Важно помнить, что функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государств.

К внешним функциям относятся: военная (оборона или агрессия), функция всесторонних внешних сношений.

В течение последнего времени мир существенно изменился. Ушли в прошлое   глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Соответственно существенные изменения претерпели и функции государства во внешнеполитической деятельности.

Внешними традиционно считаются функции государства, связанные с защитой   целостности   и   суверенитета  государства,  обеспечением дипломатических отношений. В последние годы с развитием принципов коллективной безопасности. Большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил

 

 

Информация о работе Признаки и функции государства