Государственная политика в области отраслей социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:08, реферат

Описание

Целью работы является определение направлений совершенствования форм и методов государственного регулирования отраслей социальной сферы, способных составить основу формирования в России социального государства.

Содержание

Введение 3
1.Основы государственного регулирования социальной сферы 5
1.1. Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии 5
1.2. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации 9
1.3. Социальная стратегия 10
2. Основные механизмы реализации государственной политики в социальной сфере 12
2.1. Государственная политика в области здравоохранения 13
2.2. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды 15
2.3. Государственная политика в области культуры 18
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

СоцПолитика Реферат.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

      Разработанные акты:

    • Концепция проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
    • Концепция ФЗ «Экологический кодекс РФ»;
    • Порядок реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или

      конфискованных  объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет  возвратить их в среду обитания, а также полученной  из  них  продукции;

    • Методика оценки ущерба, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среды их обитания;
    • Методические рекомендации по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью.

     Реализация положений доктрины предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики. [11] 

 

     2.3. Государственная политика в области культуры

     Переживая сложные процессы социально-экономических  преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические  деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и  единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного  развития России. В этом контексте  определяющая роль культуры в общем  процессе модернизации России состоит  в формировании личности как активного  субъекта экономической жизни и  социальной самоорганизации. 

     Федеральное законодательство и современное  состояние российского общества  позволяют выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах, что предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах. В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

     Сегодня необходим принципиально новый  подход к выбору приоритетов  развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;  каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

     Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации  до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. [6]

     Необходимость сохранения и развития единого культурного  и информационного пространства России обусловлена неоднородностью  обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство  в творческом развитии детей и  молодежи, социальной реабилитации людей  с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

     В связи с этим предполагается осуществить  комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения  качества жизни населения.

     Поскольку основным ресурсом создания условий  для оказания услуг в области  культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить  мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней  власти, обеспечить разработку нормативной  правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли  и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы  и реформы местного самоуправления. Необходимо предусмотреть принятие правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения  услугами организаций культуры, в  том числе социальные нормы и  модельные стандарты межпоселенческих библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, детских школ искусств, а также документы, определяющие порядок и объемы предоставления услуг в области культуры на приграничных территориях.

     Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов России обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и  культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов Музейного  и Архивного фондов Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

     Актуальность  совершенствования отечественной  системы художественного образования  обусловлена необходимостью восполнения  кадрового потенциала отрасли. Поскольку  сегодня в сфере культуры средний  возраст работников составляет 40 лет, количество специалистов с высшим специальным  образованием составляет около 50 процентов. Наблюдается отток из детских  музыкальных школ и школ искусств детей из малообеспеченных семей  по причине высокой оплаты за обучение.

     В целях восполнения кадрового  потенциала отрасли необходимо обеспечить совершенствование отечественной  системы профессионального художественного  образования, предполагающее непрерывность  и преемственность различных  уровней художественного образования, где обучение начинается с раннего  возраста. Целью художественного  образования является формирование и развитие эстетических потребностей населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального  образования в области искусства.

     Реализация  дальнейшей интеграции России в мировой  культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом  обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации.

     В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем  дальнейшей интеграции в мировой  культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром  при Министерстве иностранных дел  Российской Федерации.

     Таким образом, основными направлениями  государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года являются:

  • сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России;
  • сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России;
  • совершенствование отечественной системы художественного образования и науки;
  • дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.

   Реализация  основных направлений государственной  политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в России на основе стратегического партнерства  государства, общества и бизнеса  позволит создать условия для  эффективной интеграции отрасли  в процесс повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. [6]

 

     Заключение

     Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что  удовлетворяемые в этих странах  социальные требования в настоящее  время значительно превосходят  те, которые удавалось удовлетворять  в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете  на одного жителя, так и с точки  зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что  ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие  резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться  трудности в ресурсном обеспечении  социальной сферы. Это предъявляет  не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего  продукта и к уровню затрат на его  производство, но и может порождать  необходимость определенного ужесточения  условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции  необходимо своевременно учитывать  и в российской практике.

     Мировой опыт позволяет дать ответ на сложный  для российского общества вопрос о взаимодействии развития рыночных отношений с социальным развитием. Социальное развитие в своей основе нельзя противопоставлять утверждению  в экономике регулируемых рыночных механизмов. Именно они при их разумном использовании создают материальную базу и некоторые важные социальные и социально-психологические условия  для расширения производства ресурсов, направляемых на социальные цели, и  для рационализации их использования.

     Мировой опыт свидетельствует и о том, что могут быть созданы эффективные  механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых при  непосредственном контакте с потребителем социальных благ и услуг не может  определяться рыночными отношениями. Из этого следует, что трудности  российской социальной сферы нельзя трактовать как следствие перехода к рынку. Они говорят лишь о том, что рыночные отношения не приняли цивилизованного характера, а государство в силу ресурсных и организационных причин оставило социальную сферу без необходимых регулирования и поддержки.

     Представляется  вполне очевидным, что ориентация на возврат к социальным технологиям, механизмам, нормативам, действовавшим  в социальной сфере советского периода, не могла бы дать положительных результатов. Вместе с тем сравнение нынешней ситуации в социальной сфере с  периодом предшествующих десятилетий  позволяет еще отчетливее представить  себе неприемлемость существующего  ныне положения. Выход из ситуации видится  в продолжении процессов реформирования общества, в том числе его социальной сферы. В этой связи особенно важно  глубоко анализировать накапливаемый  опыт реформирования с тем, чтобы, с  одной стороны, вносить необходимые  коррективы, а с другой стороны, не игнорировать, а тиражировать позитивные моменты.

     Пройдет еще немало лет, прежде чем перед  нами предстанут заметные простому человеку положительные результаты реформ Российской экономики. 
 

 

     Список  литературы

  1.   Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. / «Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов»
  1. Всеобщая  декларация прав человека (принята  на третьей сессии Генеральной Ассамблеи  ООН 10 декабря 1948 г.) / РГ. 10 декабря, 1998 г.
  2. Долгинцев В.И. // Государственная политика в области здравоохранения и подготовки руководящих кадров 2010 // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
  3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – 4-е изд. – М.: Ось - 89, 2006. – 48 с.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.
  1. Основные  направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации  до 2015 года и план действий по их реализации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462
  1. Салжаницын  А.И. / Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ № 2'2001
  2. Салжаницын А.И. / Основные формы и методы государственного регулирования процессов финансирования отраслей социальной сферы //  Аудит и финансовый анализ № 3'2001
  3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. / Социальная политика - М.: изд. ГУ ВШЭ, 2004
  4. Холостова Е.И. / Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние /«Социальная работа» - М.: Юристь, 2001.
  5. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р

Информация о работе Государственная политика в области отраслей социальной сферы