Государственная политика РФ в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание

Целью реферативной работы является :Изучить государственную политику Российской Федирации в области культуры.
Для достижение указанной цели требует решение следующих задач:
Рассмотреть управление в сфере культуры через государственную и муниципальную политику.
Описать организацию управления и финансирование культуры в муниципальном образовании.
Проанализировать организацию сферы досуга в муниципальном образовании.
Ознакомиться с муниципальными органами культуры.
Рассмотреть формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

госполит.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

                                   Введение

      Проблемы развития культуры являются одними из центральных в жизни современного российского общества. Наша страна претерпевает сегодня масштабную перестройку всей системы ценностей и в этой связи дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры. Важнейшими вопросами российской культуры, с одной стороны, является сохранение ее самобытности, а с другой - сохранение достижений периода Советского государства, когда все слои населения имели свободный доступ к культурным ценностям. Сегодня, большинство граждан России лишено этой возможности. Реформирование экономики отрицательно сказалось на социально-культурной сфере. Учреждения культуры не получают достаточной помощи со стороны государства. Невозможность же для населения повысить свой культурный уровень неизбежно ведет к деградации общества. Важной частью процесса реформирования России является рациональное использование отечественного опыта, научное осмысление социально-исторической практики государственной политики в области культуры и ее регионального компонента.

    Целью реферативной работы является :Изучить  государственную политику Российской Федирации в области культуры.

    Для достижение указанной цели требует решение следующих задач:

    1. Рассмотреть управление в сфере культуры через государственную и муниципальную политику.
    2. Описать организацию управления и финансирование культуры в муниципальном образовании.
    3. Проанализировать организацию сферы досуга в муниципальном образовании.
    4. Ознакомиться с муниципальными органами культуры.
    5. Рассмотреть формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правового регулирования.

      Объектом  реферативной работы является: государственная  политика в сфере культуры Российской Федерации.

      Предметом реферативной работы является: Развитие государственной политики в сфере культуры.

      При написании реферативной работы использовалась литература различного характера 

     1.Управление в сфере культуры

     1.1 Государственная и муниципальная политика

     Управление  сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

     Право участия в культурной жизни и  пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям  каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

     Культура-это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, - художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

     Культурные ценности-нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

     Культурное  наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

     Культурные  блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

     Культурная  деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.

     К отрасли культуры относятся разнообразные  организации и виды деятельности:

     - культурно-просветительская деятельность;

     - театрально-концертная деятельность;

     - цирковая деятельность;

     - декоративно-прикладное искусство;

     - библиотечное дело;

     - музейное дело;

     - историко-архивная деятельность;

     - кино-видеопроизводство;

     - изобразительные искусства;

     - содержание и реставрация памятников истории и культуры;

     - радио и телевидение;

     - краеведение.

     Формирование  и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

     К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры.

     На  уровне субъектов РФ реализуются  федеральные программы в области  культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

     Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной  политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

     1.2 Организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании

     Органы  местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).

     Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности.

     В качестве соучредителей фондов могут  выступать также и органы местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления, участвуя в  осуществлении государственной  политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.).

     Культурная  деятельность может быть запрещена  судом в случае нарушения законодательства.

     Органы  местного самоуправления должны исходить в своей деятельности в этой сфере из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду. Они также решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с действующим законодательством.

     Деятельность  органов местного самоуправления в  области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности  культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций: школ искусств, студий, курсов, - оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения основных услуг библиотек, расположенных на территории муниципальных образований, других учреждений культуры.

     Органы  местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит  ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.

     1.3 Организация сферы досуга в муниципальном образовании

     Понятие «досуг» в отличие от понятия  «культура» имеет одно толкование - «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, степень его социализации и оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.

     К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские  леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные  объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию обустройства мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.

     Культурно-досуговая  сфера вышла далеко за пределы  традиционной клубной практики и  культурно-массовой работы. Ее характеризуют развитие интеграционных процессов и ломка межведомственных барьеров: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемых досуговой индустрией, и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими рациональными законами. Особенностью современной ситуации является развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.

         На выбор вида досуговой деятельности влияет много  факторов образовательного, социального, экономического характера, а также  состояние материально-технической  базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы  не могут не отражаться на статусе, типологии и функциональных особенностях самих учреждений культуры и досуга.

Информация о работе Государственная политика РФ в области культуры