Государственная политика в области отраслей социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:08, реферат

Описание

Целью работы является определение направлений совершенствования форм и методов государственного регулирования отраслей социальной сферы, способных составить основу формирования в России социального государства.

Содержание

Введение 3
1.Основы государственного регулирования социальной сферы 5
1.1. Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии 5
1.2. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации 9
1.3. Социальная стратегия 10
2. Основные механизмы реализации государственной политики в социальной сфере 12
2.1. Государственная политика в области здравоохранения 13
2.2. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды 15
2.3. Государственная политика в области культуры 18
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

СоцПолитика Реферат.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

     1.2. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации

     Спецификой  отраслей социальной сферы России является зависимость их размещения и уровня развития от концентрации экономически активного населения в регионах с наибольшей занятостью в производственной сфере.

     Это обстоятельство приводит к вторичности  основных параметров состояния и  развития отраслей социальной сферы  относительно состояния и динамики производственной и инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации.

     Сегодняшнее социально-экономическое положение  различных регионов России в целом  и отраслей социальной сферы –  в частности имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные  и производственно-хозяйственные  корни.

     В дореформенный период эти различия в той или иной мере сглаживались политикой выравнивания условий  жизнедеятельности населения, путем  перераспределения бюджетных ресурсов, надбавочных коэффициентов, налоговых  льгот и преференций, усреднения транспортных тарифов и т.п.

     В этих условиях было достаточно эффективно развивать не только сферу производства в Восточно-Сибирском регионе  с поставками продукции в Северо-Западный регион и, наоборот, специализировать целые мегаполисы на производстве продукции, поставляемой в рамках кооперации в  бывшие союзные республики и страны соцлагеря и т. п., но и создавать соответствующую структуру социальной сферы в городах и поселках, удаленных от промышленных развитых центров в России. [7]

 

     1.3. Социальная стратегия

     Формирование  социальной стратегии происходит в  любом государстве вне зависимости  от его общественно-политического  устройства. Практически везде в  качестве основной цели она предусматривает  повышение уровня и улучшение  качества жизни населения. С формальной точки зрения социальную стратегию  в определенной степени можно  рассматривать как структурированный  протокол о намерениях различных  структур общества по его социальному  развитию.

     Под социальной стратегией будем понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения.

     Социальная  стратегия является продуктом общественного  консенсуса. Общество участвует в  формировании социальной стратегии, однако активность в этой области в отдельные  периоды различна. Она существенно  выше в периоды граничных состояний  общества и практически сходит на нет при стабильной социально-экономической  ситуации. Яркими примерами для современной  России являются взлет общественно-политической активности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и ее последующий резкий спад к концу 1990-х гг., когда многие региональные выборы либо были сорваны  либо были признаны состоявшимися при  минимально допустимом уровне явки избирателей. Формы участия общества в формировании социальной стратегии различны —  от экстремальных (как это было, например, в России в августе 1991 г. и октябре 1993 г.) до систематической работы в  законодательных органах власти выборных представителей населения.

     Ответственность за реализацию социальной стратегии  возлагается обществом на органы законодательной и исполнительной власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяются возможности  их практической реализации за счет принятия необходимых законодательных и иных правовых документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования и иными ресурсами.

     В разделе "Социальная политика" Программы  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, были сформулированы три основные направления  пенсионной реформы в стране: 1) реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной  основе; 2) выработка правовых норм и  основных методических и организационных  мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования; 3) преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с  особыми условиями труда путем  перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

 Однако  конкретные показатели пенсионной реформы  в стране (вплоть до размеров тарифов  обязательных страховых взносов  на пенсионное обеспечение) были определены только в декабре 2001 г., с принятием  федеральных законов "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 Основная  цель социальной стратегии достигается  путем реализации совокупности частных  целей, а вклад каждой из них в  большинстве случаев может быть оценен количественно. [9] 

 

     2. Основные механизмы реализации государственной политики в социальной сфере

 

     Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.

     Решение социальных вопросов - ключевое направление деятельности государства, обеспечивающее благополучие граждан и стабильное экономическое развитие.

     В настоящее время в развитии отраслей социальной сферы существует ряд проблем, сдерживающих формирование конкурентоспособной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, создание современной системы здравоохранения и профилактики здоровья населения, а также развитие культуры и средств массовой коммуникации. К основным из них относятся: недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы; ограничение возможности главных распорядителей средств федерального бюджета по повышению качества бюджетного планирования и эффективности расходования бюджетных средств; низкое качество социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе; неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными; возрастание регионального и социального неравенства в обеспеченности населения услугами образования, здравоохранения и культуры.

 

     2.1. Государственная политика в области здравоохранения

     Радикальные социально-экономические изменения  последних лет, осуществляемые в  Российской Федерации, поставили здравоохранение  перед необходимостью преобразований и новых принципов взаимодействия отрасли с государством и обществом, что повышает требования к уровню профессиональной деятельности руководящих  кадров здравоохранения.

     Ситуация  с системой охраны населения Российской Федерации остается неудовлетворительной. И дело здесь не только в недостаточном  финансировании, но и в неэффективном  использовании огромного кадрового  и материально-технического потенциала здравоохранения. Все сказанное  относится, прежде всего, к проблеме управления здравоохранением и подготовке специалистов этого ведущего звена  отрасли.

     Применительно к здравоохранению как системе  политических, экономических, правовых, социальных, организационных и других мер, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека, можно  выделить следующие общечеловеческие ценности:

    • иерархию человеческих потребностей;
    • биосоциальную сущность человека;
    • положение о том, что охрана здоровья населения – объект социально-политической борьбы за права людей;
    • Всеобщую декларация прав человека и другие документы, принятые и провозглашённые ООН;
    • положение о социально-экономической обусловленности здоровья населения;
    • глобальную политику ВОЗ «Здоровье для всех». [3]
 

 В 2006 году произошёл решительный поворот к социально-ориентированной экономике. Имеются в виду четыре национальных проекта, выдвинутых президентом В.В.Путиным, в том числе, по здравоохранению. Как известно, национальным проектам предшествовало выступление В.В.Путина на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года, где Президент Российской Федерации, говоря о мерах в области здравоохранения, подчеркнул необходимость развития первичной медицинской помощи, профилактики заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения.

     Сам факт, что появился национальный проект – это серьёзный прорыв в области  социальной политики. Но этого недостаточно. По большому счёту, национальный проект – это, по определению Всемирной  организации здравоохранения, всего  лишь «фрагментарное усилие» в области  здравоохранения. Развитие системы  здравоохранения требует целенаправленных научно обоснованных мер, а не фрагментарных  и не всегда обоснованных усилий. [3]

     Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» в его  первой статье определил, что охрана здоровья – это совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание  его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской  помощи в случае утраты здоровья. [4]

     Таким образом, чтобы медицинская помощь была доступной и качественной необходим  комплекс мер, прежде всего, политического, экономического и правового характера.

 

     2.2. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды

     Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

     Стратегическая  цель государственной политики в области экологии -  сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

     Для этого необходимы:

    • сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
    • обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
    • обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

     Разработка  программ в сфере ООС:

    • Проект ФЦП «Обеспечение охраны озера Байкал и Байкальской природной территории»;
    • Проект ВЦП «Совершенствование государственной политики в сфере особо охраняемых природных территорий (2008 – 2010 годы)»;
    • Проект ВЦП «Повышение эффективности деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения (2008 – 2010 годы)»

     Совершенствование нормативно правовой базы.

     Принятые  акты:

    • Порядок аренды земельного участка национального парка;
    • Перечень растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пересмотрен впервые с 1988 г.);
    • Изменение порядка утверждения нормативов допустимого воздействия и нормативов допустимых сбросов в водные объекты;
    • Порядок формирования и ведения российского реестра углеродных единиц;
    • Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства;
    • Административный регламент организации проведения государственной экологической экспертизы

Информация о работе Государственная политика в области отраслей социальной сферы