Анализ статистики отраслей социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить статистику отраслей социальной сферы.
Задачи:
- Изучить развитие отраслей социальной сферы;
- Выявить отрасли восстановление и сохранение физического здоровья, отрасли общественно – политической и интеллектуально – культурной деятельности;
- Проанализировать показатели демографической статистики.

Содержание

Введение 3
1. Развитие отраслей социальной сферы 5
2. Отрасли восстановление и сохранение физического здоровья 8
3. Отрасли общественно – политической и интеллектуально – культурной деятельности 12
4. Анализ показателей демографической статистики 19
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Московской област1 юлька.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Форма Ф.4-44

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

Истринский  педагогический колледж 
 
 
 
 
 

Анализ  статистики отраслей социальной сферы

Курсовая  работа по социально – экономической статистике 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  3 курса 34-05 группы

                  Пикиной Ю.В.

                  Специальность 0606.

                  Заочная форма обучения.

                  Руководитель:

                  преподаватель статистки

                  Малых И.П.

                  Дата  защиты: 31.05.08.

                  Оценка: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Истра,2008. 
 

Содержание 

 

Введение                 3

1. Развитие отраслей социальной сферы                                                                5

2. Отрасли восстановление и сохранение физического здоровья                       8

3. Отрасли общественно – политической и интеллектуально – культурной деятельности                                                                                                           12

4. Анализ показателей демографической статистики                                        19

Заключение                                                                                                              25

Список  литературы                                                                                                 26

Приложение                                                                                                             27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Значимость  социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, их интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с  помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

    Выполнение  социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

    Изучение  социальных явлений и процессов  проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. 
Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

Управление  социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой.

    Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством.

Финансирование  социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.

    Внебюджетные  фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Органы  местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.

В настоящее  время в России вопросы социального  формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение темы курсовой работы.

Объект  изучения – отрасли статистики социальной сферы.

Предмет изучения – анализ отраслей статистики социальной сферы.

Цель  работы – изучить статистику отраслей социальной сферы.

Задачи:

- Изучить развитие отраслей социальной сферы;

- Выявить отрасли восстановление и сохранение физического здоровья, отрасли общественно – политической и интеллектуально – культурной деятельности;

- Проанализировать показатели демографической статистики.

Практическая значимость – данная курсовая работа может быть использована студентами при изучении предмета – социально экономическая статистика и преподавателями при чтении лекций по этому предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Развитие отраслей социальной сферы 
 

   Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам. 
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

   Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы [10]. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

   Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников. Развитие сферы социальных услуг за 9 месяцев 2007 года осуществлялось в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Программой социально-экономического развития Российской Федерации, ежегодным посланием Президента  Российской Федерации.

     За  отчетный период в отраслях социально-культурной сферы продолжали наблюдаться положительные тенденции, которые были присущи развитию этих отраслей в 2006 году, среди которых:

     - реализация национальных проектов  в области образования и здравоохранения;

     - осуществление мероприятий по модернизации сферы социальных услуг в области образования, здравоохранения и культуры;

     - развитие негосударственных коммерческих  и некоммерческих образовательных  и медицинских организаций, организаций  социального обеспечения, физической  культуры, спорта и культуры;

     - разработка и реализация мероприятий  по вопросам оптимизации бюджетных  расходов и реструктуризации  учреждений социальной сферы;

     - осуществление мероприятий по  продвижению г. Сочи в качестве  города-кандидата на проведение  XXII зимних Олимпийских игр и XI Пара олимпийских игр в 2014 году.

     Наряду  с достигнутыми позитивными результатами  наблюдались негативные явления:

     - недостаточные темпы реструктуризации  учреждений социальной сферы;

     - ограниченные возможности главных  распорядителей средств федерального бюджета по повышению качества бюджетного планирования и эффективности расходования бюджетных средств;

     - низкое качество социальных услуг,  оказываемых населению на бесплатной  основе;

     - неконтролируемое замещение бесплатных  социальных услуг - платными. Концентрация финансовых ресурсов на решении наиболее значимых проблем в социальной сфере, связанных с преодолением проблем функционирования социальных отраслей осуществлялась в рамках реализации национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, а также ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ: Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, «Русский язык», «Дети - России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2007-2011 гг.)», «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Культура России (2006-2010 годы)», «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Восстановление и  сохранение физического  здоровья 
 

      В области здравоохранения. За отчетный период в области здравоохранения проводилась работа по реализации мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи населению, оптимизацию процесса обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшение демографической ситуации в стране и др.

   В рамках реализации приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения утверждены критерии качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, и критерии оценки эффективности деятельности медицинского персонала первичного звена, которые непосредственно будут влиять на размер оплаты труда медицинского персонала [6]. 

    Проводилась работа по подготовке предложения по расширению приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях снижения смертности населения, в том числе от управляемых причин (при дорожно-транспортных происшествиях, острых отравлениях, сердечно-сосудистых заболеваниях и т.д.).

     В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 885 оказывалась бесплатная помощь населению. В Программе Государственных гарантий на 2007 год при сохранении прежних нормативов объемов медицинской помощи увеличены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и по душевые нормативы ее финансирования.

     В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан продолжена работа по утверждению  стандартов оказания медицинской помощи населению [9].

     Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 1328-р, которым утверждается Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, лекемией, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

     Кроме того, приняты нормативные правовые акты, направленные на развитие законодательной  базы в области здравоохранения:

     Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в части уточнения перечня лечебных учреждений);

     распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 19 июля 2007 г. № 455 «О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности»;

     постановлением  Правительства Российской Федерации  от 17 августа 2007 г. № 522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. 

     Осуществлялся мониторинг хода реализации Федерального закона № 122-ФЗ и подготовке предложений по улучшению работы  системы, касающейся  лекарственного обеспечения льготных категорий населения и их санаторно-курортного обеспечения.

     Структурные преобразования в отрасли здравоохранения были направлены на  оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений с целью повышения клинической и экономической эффективности их деятельности.

     Осуществлялась  реализация мероприятий национального  проекта в сфере здравоохранения, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи. 

       В области социального обслуживания престарелых и инвалидов в отчетный период проводились мероприятия, направленные на решение задач по обеспечению им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 утверждена Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

  В области физической  культуры и спорта продолжали реализовываться мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

     Кроме того, в настоящее время разрабатывается  законопроект «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта».

Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 11 сентября 2007 г. № 1220-р  принято  решение о проведении в 2008 году в  г. Москва финального матча Лиги чемпионов  УЕФА.

Спорт

    Большую помощь в проведении работы по пропаганде здорового образа жизни, привлечению широких слоев населения к систематическим занятиям спортом и к организационным формам досуга оказывают действующие в городе физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, а также ассоциации по видам спорта.

    В 2006 году обеспеченность города сетью спортивных сооружений улучшилась. В учреждениях физической культуры и спорта работают 752 человека, укомплектованность кадрами составляет 85 %.

    В 2006 году численность занимающихся физической культурой и спортом в городе составила 45 тыс.человек, в том числе 38,8 тысяч детей и подростков, в учреждениях дополнительного образования занимается 8397 человек [13].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Общественно – политическая и интеллектуально – культурная деятельность 
 

     В области образования продолжалась работа, ориентированная на развитие человеческого потенциала в интересах экономики и социальной сферы, перестройка организационной структуры управления образованием, разработка новой нормативной правовой базы в соответствии со  стратегическими целями Правительства Российской Федерации.

     В рамках реализации приоритетного национального  проекта «Образование» продолжена работа по следующим направлениям развития отрасли.

     Информатизация  образования.  В 2007 году  завершается подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет.

     Государственная поддержка в 2007 году подготовки рабочих  кадров и специалистов для высокотехнологичных  производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

     В целях введения обязательного бесплатного среднего образования принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования», касающийся установления обязательности всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

     Процесс формирования необходимой нормативной правовой базы создания и использования целевого капитала практически завершен. Шесть организаций, действующих в сфере образования, заявили о проведении работы по созданию целевого капитала.

      Политика, проводимая в сфере культуры и массовых коммуникаций, определена Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года.

      Обеспечивалась  сохранность культурного достояния  Российской Федерации, музейных и библиотечных фондов. Продолжено пополнение государственной  части Музейного фонда. Осуществлялась модернизация в библиотеках России, включая муниципальные библиотеки. Продолжалась работа по созданию национальной электронной библиотеки, а также формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.

      Указом  Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 в целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом создан Фонд «Русский мир».

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 454 утвержден устав Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», основанного на праве оперативного управления, преобразованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2006 г. № 453 «О Российской государственной цирковой компании» путем переименования государственного унитарного предприятия «Российская государственная цирковая компания», реорганизации и ликвидации, подведомственных предприятию организаций с созданием на их базе и на базе закрепленного за ними имущества филиалов предприятия.

      Указом  Президента Российской Федерации от 27 августа 2007 года № 1111 установлен День работника культуры.

Молодежная  политика

     Приоритетными направлениями реализации молодежной политики являются трудоустройство  подростков и молодежи, организация  работы с детьми и молодежью по месту жительству, воспитание гражданственности  и патриотизма.

     Мероприятия по молодежной политике реализуются по ведомственным программам:

- "Организация  мероприятий по работе с молодежью";

- "Организация  отдыха детей и молодежи в  каникулярное время".

Анализ  состояния материально-технической  базы учреждений молодежной политики показывает, что она требует совершенствования и обновления.

  Социальное обслуживание населения

     Система социального обслуживания населения - это комплексная, многопрофильная система учреждений направленная на обслуживание и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

С 1 января 2006 года данную функцию осуществляет Управление социальной защиты населения [14].

      Так же осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, на формирование устойчивой социальной среды путем эффективного использования бюджетных средств на реализацию социальных программ. Одним из направлений социальной политики сегодня является упорядочение льготных категорий граждан и видов предоставляемых им льгот, оказание финансовой помощи малоимущим гражданам в виде субсидий и единовременных выплат.

      Ежегодно  растет количество лиц, воспользовавшихся  услугами учреждений социального обслуживания.

      Меры  социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством предоставляются преимущественно в денежной форме в виде пособий, компенсаций, ежемесячных и единовременных денежных выплат.

      В социальном обслуживании различных  категорий населения используются инновационные формы и методы социальной работы.

Экология

    В области экологии и охраны окружающей среды используются все более эффективные механизмы и рычаги, компенсирующие негативные последствия техногенного воздействия на природу, обеспечивающие рациональное природопользование, сохранение ландшафтного разнообразия природы и ландшафтно-архитектурных особенностей местности, стабилизацию и улучшение экологической обстановки. На выполнение мероприятий по охране природы, благоустройству городских территорий, обустройства городских лесов в 2006 году израсходовано 148,2 млн.рублей, меньше, чем в прошлом году на 4 %.

    Сегодня площадь зеленых насаждений общего пользования, включая парки, мемориальные комплексы, бульвары, улицы, транспортные магистрали и набережные лесопарки, составляет 364 га, в том числе общая  площадь парков и скверов в городской черте - 169,5 га (47 %). От общей площади парков и скверов благоустроенно всего 50,7 га (30 %). Общая площадь зеленых насаждений вдоль улиц и магистралей составляет 184,1 га. Уход осуществляется за деревьями в количестве 7193 шт., кустарниками площадью 23 954 м.п., созданы цветники на площади 2,16 га.

    Содержание  парковых зон и скверов ведется  на площади 139,9 га. Продолжаются работы по капитальному обустройству парков и скверов в городах. Согласованы планы противопожарных мероприятий по организации тушения лесных пожаров. Разработан список организаций, ответственных за привлечение людей и выделения транспорта на тушение лесных пожаров. Произведена очистка от мусора в граничащих полосах леса организациями, предприятиями, дачными кооперативами на площади. Ликвидировано несанкционированных свалок на площади 55 га, вывезено на городскую свалку 489 тонн мусора. Отремонтировано и покрашено металлических ограждений и шлагбаумов - 4766 м.п. Увеличена площадь рекреационных территорий на 50 га за счет устройства лесомелиоративных канав протяженностью 500 метров.

    Общая площадь открытых водоемов на территории города составляет 459 га или 2,2 % от всей территории города. В соответствии с городской целевой программой "Обеспечение населения качественной питьевой водой" на 2006-2010 годы ведется строительство по расширению водозаборного узла. Для обеспечения жителей поселков Таежный и Дорожный качественной питьевой водой строится станция очистки воды. Особого решения требует проблема утилизации опасных токсичных, биологических и медицинских отходов. На строительство комплекса по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов расходы городского бюджета составили 24,65 млн.рублей. На строительство полигона ТБО израсходовано 41,18 млн.рублей. Комплексное выполнение мероприятий программ позволит обеспечить устойчивую безопасную экологическую обстановку в стране [8].

Уровень жизни

    Важнейшими  составляющими уровня жизни выступают  доходы населения и его социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, труда и занятости.

    Высокие темпы развития инфраструктуры, рост платежеспособного спроса населения способствуют насыщению рынка товаров и услуг и, соответственно, росту реального потребления. В 2006 году по сравнению с 2005 годом оно возросло на 20 %. В объеме потребления товаров доля непродовольственных товаров увеличилась до 54 %. Возрастает обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования, что создает основу для развития сферы услуг. Значительно возросли расходы населения на приобретение недвижимости. Расходы и сбережения на территории города с 2005 года стали превышать доходы жителей муниципального образования. По среднедушевому потреблению товаров город на 1-ом месте среди муниципальных образований округа, по потреблению платных услуг – на 2-ом месте.

Правоохранительная  деятельность

    Координацию деятельности хозяйствующих субъектов  по укреплению безопасности на территории муниципального образования осуществляют правоохранительные структуры, специализированные государственные и муниципальные учреждения.

    Несмотря  на рост общего количества зарегистрированных преступлений на 14,5 %, (по линии криминальной милиции - на 2 %, по линии милиции  общественной безопасности - на 22,7 %) подразделения УВД в целом обеспечили контроль над криминальной обстановкой и не допустили снижения основных показателей оперативно-служебной деятельности, а по ряду направлений результаты были улучшены. По сравнению с прошлым годом увеличился удельный вес расследованных преступлений в целом на 8,3 %, по линии криминальной милиции - на 9,9 %, по линии милиции общественной безопасности - на 7,3 %. Произошло снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений на 7,1 %. Удельный вес расследованных преступлений увеличился на 6,7 % и составил 37,1 % .

    Снизилось количество зарегистрированных убийств  на 41,8 %, преступлений, связанных с  причинением тяжкого вреда здоровью - на 25,5 %, разбойных нападений - на 21,2 %. Улучшились показатели раскрываемости перечисленных преступлений соответственно на 5,9 %, 3,1 % и 6 %.

    Рост  общего количества преступлений отчасти  объясняется усилением документирования превентивных составов преступлений: побои, угроза убийством, умышленное причинение легкого вреда здоровью. Снизилось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия (в 2,2 раза), стабилизируется обстановка по количеству имущественных преступлений: снижение квартирных краж (11,4 %) и краж транспортных средств (21 %). В то же время преобладает рост таких преступлений как изнасилования (на 50 %) [5].

    Из-за высокой текучести кадров в подразделениях криминальной милиции отмечается недостаточный  уровень профессионализма молодых.

    Анализ  правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2006 год, показал, что подростковая преступность снизилась на 5,7 %, однако преобладает рост совершенных подростками корыстных и тяжких преступлений.

    За  счет выявления преступлений, связанных  с наркотиками, и мошенничеств возросло количество преступлений в общественных местах на 11,8 %, на улицах - на 5 %. В результате проводимых мероприятий удалось не допустить роста уличных грабежей, разбоев, краж, хулиганств.

Определенное  влияние на состояние оперативной  обстановки в общественных местах и на улицах оказывают результаты работы наружных служб.

    Проведены оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений террористического и  экстремистского характера, в том  числе по проверке технической оснащенности и состоянию охраны объектов особой важности и жизнеобеспечения, образовательных и дошкольных учреждений, жилого сектора и мест с массовым пребыванием людей.  

 

4. Анализ показателей  демографической  статистики 
 

    Всероссийская перепись населения 2002 года была подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта, широких научных обсуждений, рекомендаций ООН и других международных организаций. В методологию переписи по сравнению с прошлыми переписями населения внесен ряд принципиально новых положений, которые отражены в пояснениях к издаваемым томам с итогами переписи. При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения переписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики в период переписи обходили все помещения своего счетного участка, где проживало или могло жить население (включая учреждения, предприятия и организации). Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах и в «Руководстве для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов». Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

    Программа Всероссийской переписи населения 2002 года (перечень вопросов для получения сведений о населении, собираемых в ходе переписи) включала вопросы сплошного и выборочного наблюдения для постоянного населения, а также сокращенный перечень вопросов для лиц, временно находившихся в Российской Федерации.

    Вопросы сплошного наблюдения задавались всему населению России, то есть проводился 100-процентный опрос населения в отношении жилищных условий (форма П), состава домохозяйств, демографической и национальной характеристик, гражданства, образования, владения языками, источников средств к существованию, наличия работы на предшествующей переписи неделе и положения в занятии (форма К – лицевая и оборотная стороны, форма Д – лицевая сторона). Программа выборочного наблюдения содержала дополнительные вопросы, касавшиеся социально–экономической характеристики населения, миграции и рождаемости (форма Д – оборотная сторона). Эти вопросы задавались 25 процентам постоянного населения. Выбор жилых помещений, в которых опрос населения проводился по форме Д, производился механическим путем со случайным началом отбора. Подробнее о выборочной части программы переписи говорится в методологических пояснениях к томам 7-10, 12 [15].

    Время и территория переписи. Всероссийская перепись населения была проведена с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов 9 октября 2002 года. В каждый из восьми дней переписи переписчики вели опрос населения относительно момента счета – 0 часов 9 октября 2002 года. Необходимость установки такого момента связана с  непрерывным изменением  населения (рождения, смерти, переезды людей из одного места жительства в другое).

    Разработка итогов Всероссийской переписи населения 2002 года произведена по административно-территориальному устройству субъектов Российской Федерации на 9 октября 2002 года. Разработка итогов переписи населения произведена в соответствии с перечнем административно-территориальных единиц, уточненных администрациями республик для проведения Всероссийской переписи населения 2002 года.

    Категории переписываемого населения. В отличие от предыдущих послевоенных переписей населения, когда переписывалось как наличное, так и постоянное население, в 2002 году переписывалось только постоянное население. Такой подход был основан на изучении опыта проведения переписей и использования их итогов, который показывает, что одновременный учет обеих категорий заметно усложняет перепись, требует больше затрат, тогда как в повседневной работе и для исследовательских целей, чаще всего используются сведения о постоянном населении. В последние годы большинство стран проводят переписи постоянного населения. Предложение о переходе при Всероссийской переписи населения 2002 года на учет только постоянного населения и введении системы контрольных мер, направленных на обеспечение полноты и достоверности данных переписи, было одобрено Всероссийским совещанием статистиков, созванным в 1995 году по решению Правительства Российской Федерации, с широким представительством органов исполнительной власти и научных организаций.

    Перепись проводилась по месту постоянного (обычного) жительства населения, которым является населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проживает постоянно. Это место могло совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Единицей места проживания считалось жилое помещение, в понятие которого входили:

а) квартира (включая квартиру в общежитии квартирного типа); б) отдельный одноквартирный дом (изба, коттедж, сторожка или другое одноквартирное строение); в) комната в общежитии (неквартирного типа); г) номер, комната в гостинице и других организациях для временного пребывания населения, где были постоянно проживавшие; д) любое другое помещение, приспособленное для жилья (вагончик, бытовка, хозблок, баржа и т.п.); е) палата, отделение или другие подразделения  в учреждениях социального назначения (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в больницах для больных с хроническими заболеваниями и т.п.), в казармах, местах лишения свободы, религиозных учреждениях. В каждом жилом помещении переписывались все постоянно (обычно) проживавшие в нем, включая и тех, кто на момент переписи временно отсутствовал.

При Всероссийской переписи населения были учтены по сокращенной программе также лица, временно находившиеся на территории России на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом. В численность этой категории вошли лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на учебу или работу на срок до 1 года, прибывшие независимо от срока на отдых, для лечения, в гости к родственникам или знакомым, в качестве туристов, а также транзитные мигранты.

    Жители России, выехавшие на 1 год и более в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными организациями, на учебу за пределы Российской Федерации, не учитывались при переписи населения.

    При переписи также не учитывались: иностранные граждане, работавшие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации и проживавшие с ними члены их домохозяйств; иностранные граждане, работавшие в представительствах международных организаций и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.

    Контрольные мероприятия. Для полноты охвата населения, исключения случаев повторных записей и пропусков отдельных лиц в период  переписи и после нее осуществлялись контрольные мероприятия. На тех, кто на дату переписи временно находился в жилом помещении, но имел другое место постоянного жительства (где о нем некому было дать сведения работникам переписи), составлялись контрольные переписные листы, которые направлялись по адресу постоянного жительства для проверки и заполнения переписных документов в случае необходимости.

    На людей, имевших не одно место жительства, заполнялись, наряду с переписными листами контрольные фишки и выдавалась справка о прохождении переписи, чтобы исключить их повторный учет. Справка выдавалась также  тем, кто был переписан без указания места постоянного жительства (бездомным, переезжавшим с одного места жительства на другое, если перепись застала их в пути) и временно находившимся на территории России, но постоянно проживающим за рубежом.

    Сразу же после переписи в течение пяти дней 17-21 октября 2002 года был проведен контрольный обход 10% жилых помещений в каждом счетном участке для проверки полноты и правильности переписи. Люди, пропущенные в ходе переписи и выявленные во время контрольной проверки, вносились в переписные листы, а ошибочно переписанные исключались из них. По результатам контрольных мероприятий были уточнены данные о 215 тысячах человек (0,1% общей численности населения): внесено 124 тысячи человек, не учтенных по месту постоянного жительства, и исключена 91 тысяча человек, переписанных дважды.

    Итоги переписи. Данные переписи населения 2002 года, полученные на основе автоматизированной обработки заполненных переписных листов, публикуются по постоянному населению Российской Федерации, находившемуся на территории страны (далее – постоянное население)

Содержание постоянного населения в переписях за послевоенные годы в методологическом отношении отличается от содержания постоянного населения переписи 2002 года. Это связано в основном с различными временными критериями отнесения отдельных категорий населения к временно отсутствующим, постоянно проживающим и выбывшим из места постоянного жительства. Так, при переписи населения 1989 года выехавшие на временную или сезонную работу, в командировку, на производственную практику, краткосрочную учебу считались временно отсутствовавшими, если их отсутствие не превышало 6 месяцев. Выехавшие на 6 месяцев и более учитывались как постоянное население по новому адресу. В 2002 году этот временной ценз составил 1 год [2].

    Увеличение срока временного отсутствия с 6 месяцев до 1 года было вызвано повышением подвижности населения и возрастанием объемов как внутренней, так и внешней трудовой миграции. Сохранение прежнего срока при изменившихся размерах миграции и при другой дате переписи (в 1989 году перепись населения проводилась по состоянию на 12 января) означало бы увеличение численности постоянного населения России за счет сезонных и других временных работников, прибывших из других стран. В то же время постоянные жители Российской Федерации, выехавшие на сезонную и другую временную работу, а также на краткосрочное обучение более, чем на полгода в другие страны, не были бы переписаны по месту их постоянного жительства.

    Отличие в методологии переписи 2002 года состоит в том, что численность военнослужащих, проходивших при переписи военную службу по призыву, включена в численность населения регионов, где дислоцируются воинские подразделения. При переписи 1989 года и других послевоенных переписях часть итогов по военнослужащим включалась в численность населения регионов по месту призыва военнослужащих, а не по месту прохождения переписи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  
 

     Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных  форм собственности. С развитием  производительных сил изменяются как  структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

    Федеральная целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы, «Русский язык», «Дети - России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями  социального характера (2007-2011 гг.)», «Социальная поддержка инвалидов  на 2006-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Культура России (2006-2010 годы)», «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)».

    В 2006 году численность занимающихся физической культурой и спортом в городе составила 45 тыс.человек, в том числе 38,8 тысяч детей и подростков, в учреждениях дополнительного образования занимается 8397 человек.

    Проведены оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений террористического и экстремистского характера, в том числе по проверке технической оснащенности и состоянию охраны объектов особой важности и жизнеобеспечения, образовательных и дошкольных учреждений, жилого сектора и мест с массовым пребыванием людей.  

       

Список использованной литературы

 
 
  1. Башина  О. Э. Общая теория статистики.- М.: Просвещение, 1999.- 256 с.
  2. Борисова Н. А. Население России за 100 лет.- М.: Просвещение, 1997.- 370 с.
  3. Бурроу К. О. Основы страховой статистки. М.: Изд. центр «Анкил», 1996.- 204 с.
  4. Громыко Г. Л. Статистика. М.: Изд. МГУ, 1998.
  5. Дубров А. М. Многомерные статистические методы.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 184 с.
  6. Елесеева И. И. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елесеевой. М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. Елесеева И. И. Статистика.- М.: КНОРУС, 2006 .- 552 с.
  8. Ю. Н. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие / Под ред. Иванова Ю. Н.- М.: Финстатинформ, 1996.
  9. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: для вузов.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  10. Липпе П. Экономическая статистика / пер. с ним Берлин, 1998.
  11. Мхитарян В. С. Статистика: Учебн. Для студ. учреждений сред. проф. Образования.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 272 с.
  12. Назаров М. Г. Курс социально – экономической статистики: учебн. для вузов.- М.: Финстатинформ, 2002.
  13. Симчеры В. Н. Практикум по статистике: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финстатинформ, 1999.
  14. Сиденко А.В. Статистика: Учебник.- М.: Дело и сервс, 2000.
  15. Четыркин Е.М. Финансово – экономические расчёты.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 125 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 
 
 
 

1. НАСЕЛЕНИЕ,  УЧТЕННОЕ ПРИ ВСЕРОССИЙСКОЙ  ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ  2002 года
  Мужчины                             и женщины Мужчины Женщины
Всего учтено, человек  145513037 67849656 77663381
в том  числе:      
население Российской Федерации 145274019 67672191 77601828
из  него:      
постоянное  население Российской Федерации, находившееся на территории страны 145166731 67605133 77561598
граждане  Российской Федерации, находившиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти 107288 67058 40230
лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно  проживающие     за рубежом 239018 177465 61553

Информация о работе Анализ статистики отраслей социальной сферы