Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения……………………………………………………..….5
1.1 Общая характеристика государственного управления
системой здравоохранения ……………………………………………………......5
1.2 Устройство и функции федеральных органов управления
системой здравоохранения ……………………………………………...........6
1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13
Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ
и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21
2.1 Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21
2.2 Анализ деятельности органов управления системой
здравоохранения……………………………………………………………….…26
2.3 Основные проблемы управления системой здравоохранения…………...30
Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33
3.1 Основные направления совершенствования государственного
управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33
3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список литературы…………………………………………………..……….…..42

Работа состоит из  1 файл

СГУ мой курсовик.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра государственного и муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА    

 

 

Дисциплина: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Тема: Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.  Общая характеристика государственного управления

системой здравоохранения……………………………………………………..….5

1.1  Общая характеристика государственного управления

системой здравоохранения ……………………………………………………......5

1.2 Устройство и функции  федеральных органов управления

системой      здравоохранения ……………………………………………...........6

1.3 Нормативная база………………………………………………………. …....13

              Глава 2. Анализ деятельности системы органов здравоохранения РФ

              и выявление проблем……………………………………….……………….…... 21

2.1  Показатели деятельности системы здравоохранения…………………. ....21

2.2 Анализ деятельности органов управления системой

здравоохранения……………………………………………………………….…26

2.3 Основные проблемы управления  системой здравоохранения…………...30

Глава 3. Разработка системы мер по совершенствованию системы   здравоохранения РФ и оценка ожидаемых результатов…………………………………………………………………….…33

3.1 Основные направления совершенствования государственного

управления системой здравоохранения на федеральном уровне …………….33

3.2. Мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи и ожидаемые результаты…………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...………..41

Список литературы…………………………………………………..……….…..42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения можно получить только при непосредственном общении со специалистами. Как правило, материал, содержащийся в литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет рассмотрение обязательных положений, методов, показателей.

Актуальность темы обусловливается необходимостью формирования  государственного регулирования сферы здравоохранения. Учитывая возросшую активность региональных структур в самостоятельном регулировании хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма государственного управления сферой здравоохранения определяет особую значимость этой темы.

Целью моей курсовой работы является изучение государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне, и разработка мероприятий по его усовершенствованию.

Система здравоохранения РФ представляет собой сложную структуру и для ее анализа необходимо изучить организацию органов власти, ответственных за здоровье и благополучие граждан РФ, также надо сравнить показатели, характеризующие уровень обеспеченности граждан медицинскими услугами и их качество. В результате исследования будут выявлены проблемы и недостатки существующей системы. Моей задачей является найти наиболее эффективные пути решения этих проблем.

     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

                  определить цель, задачи и принципы государственного управления в сфере здравоохранения;

                  изучить нормативно-правовую базу государственного управления в сфере здравоохранения;

                  осуществить анализ деятельности органов управления системой здравоохранения;

                  сформулировать проблемы, выявленные в ходе анализа деятельности органов власти в сфере здравоохранения;

                  разработать мероприятия по развитию государственного управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне;                                         

                  выявить ожидаемые результаты по совершенствованию государственного управления в сфере здравоохранения.


Раздел 1. Общая характеристика государственного

управления системой здравоохранения

 

1.1  Характеристика государственного управления системой здравоохранения

     Здравоохранение – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.[3]

      К государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной              собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации, созданные федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан в пределах своей компетенции: Федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук.

В федеральном подчинении 486 медицинских учреждений, в том числе  290 больниц и поликлиник, 52 медицинских центра, 87 научных учреждений, 47 вузов, на них приходится около 10% всего финансирования, а 90% - расходуют регионы.

Наиболее общим показателем системы здравоохранения служит доля ассигнований на медицинскую помощь по отношению к ВВП. В России они составляют около 4%, что значительно меньше, чем во многих других странах. Так, например, в США – 14%, в Германии – 10%, в Польше – 6%, в СССР этот показатель равнялся 5%. [9, c.110]

Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения составляют: в США – 3900 долл., в странах Западной Европы – 2500 долл., в России – 300 долл.

Показателями деятельности медицинских учреждений являются объемы медицинской помощи (количество посещений амбулаторий и поликлиник, дней лечения в стационаре, койко-дней и т.д.).

Разрабатываются нормативы медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Объемы финансирования медицинский учреждений зависят от количества персонала и койко-мест. Используются нормативы финансировании здравоохранения, отражающие размеры затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на человека.

За счет бюджетных средств должна оплачиваться гарантированная бесплатная медицинская помощь при условии сохранения ее доступности для всех граждан. Большие надежды возлагаются на обязательное медицинское страхование (ОМС). Оно обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг. [9, c.475]

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим политику в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Минздравсоцразвития России решает комплексные проблемы здравоохранения: профилактика заболеваний, медицинская помощь, проблемы инвалидности, медицинская экспертиза, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана семьи, материнства, детства, контроль качества лекарственных препаратов и медицинской техники и т.д. [6]

 

1.2 Устройство и функции  федеральных органов управления системой здравоохранения

Схема федеральных органов управления системой здравоохранения

 

 

Президент РФ

 

 

Правительство РФ

 

 

Федеральное собрание

            

 

 

Министерство здравоохранения и социального развития

 

 

 

 

1.      Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

 

2.      Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

 

3.      Федеральное медико-биологическое агентство

 

 

      Далее в таблицах представлены общие положения, основные функции и организация деятельности Министерства и находящихся в его ведении служб и агентств.

 

 

 

Таблица 1

 

Министерство здравоохранения и социального развития

 

Общие положения

Основные функции

Организация деятельности

1. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма.

2. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.

 

Самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституцион-ных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:
здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтичес-кую деятельность;
качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
курортное дело;
санитарно-эпидемиологи-ческое благополучие;
уровень жизни и доходов населения;
оплата труда;
пенсионное обеспечение;
социальное страхование;
условия и охрана труда;
физическая культура и спорт;
туризм.

Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Министр:
1. распределяет обязанности между своими заместителями;
2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
4. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении;
5. дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
6. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
7. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера и др. полномочия.

 

     Министром в настоящее время является Голикова Т.А.

 

 

Таблица 2

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Общие положения

Основные функции

Организация деятельности

1. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
 

1. организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
2. осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
3. осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
4. осуществление государственной регистрации объектов и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека;
5. осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

 

1. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.
Руководитель является главным государственным санитарным врачом РФ.
Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Службы.
Заместители руководителя, выполняющие функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача РФ.
 

Информация о работе Совершенствование государственного управления системой здравоохранения на федеральном уровне