Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

· История развития концепции правового государства.

· Правовое государство по Канту.

· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

· Принцип разделения властей.

· Система “сдержек и противовесов”

3. Верховенство закона.

· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

· Законотворчество в Республике Казахстан

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

· Народ – как основной источник власти.

· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

· Социальная и юридическая защищенность личности.

· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

· Система судебных органов и судопроизводства.

6. Практика становления правового государства в Казахстане.

· Казахстан в постсоветский период.

· Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.

Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого  правового

пространства как  определяющего условия становления  правовой

государственности. “Война законов”, начавшаяся с принятием  бывшими союзными

республиками Деклараций о государственном суверенитете, одним из положений

которых провозглашался приоритет республиканского законодательства перед

союзным, продолжается.

В современном демократическом  государстве эффективность правового  закона

сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное

значение имеет  принцип верховенства законов, принимаемых  от имени народа и

выражающих его  суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными

актами. Подзаконные  акты, включая ведомственные распоряжения, приказы,

инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут

быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам  нарушения законности

или, напротив, после  определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции  и иным законам.

Идея единого правового  пространства становится национальной. В странах

Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией

европейского экономического пространства, получает все большее  признание, и

выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,

отношениями между  правоохранительными органами.

В правовом государстве  существуют определенные гарантии законности, которые

обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это —социально-экономические,

политические, юридические  и международные гарантии. Политические гарантии

законности —это прежде всего демократизм общественного  и государственного

строя Республики Казахстан, политический и идеологический плюрализм, активное

участие граждан  в управлении делами государства. Социально-экономические

гарантии законности —многообразие форм собственности, создание необходимых

условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное

предпринимательство, право граждан распоряжаться  своими способностями к

производительному и творческому труду, справедливые условия найма,

увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим  гарантиям относятся

следующие: нормативная  урегулированность законами или  подзаконными актами

всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных  органов, контролирующих соблюдение законов, а также

правоохранительных  органов, привлечение к юридической  ответственности

должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К  международным

гарантиям относятся: деятельность международных организаций,

специализированных  органов ООН по контролю за соблюдением  прав человека в

различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где

нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы  граждан, право

граждан обращаться в международные органы за защитой  своих нарушенных прав.

Законность и правовое государство —категории во многом тождественные, но у

них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения

законодательства  всеми субъектами правовой сферы, в  то время как правовое

государство предъявляет  подобное требование к государственным  структурам,

выполняющим функции  публичной власти. Поэтому реализация режима правового

государства означает торжество закона прежде всего в  деятельности властных

структур — государственных  органов власти, управления, суда и  прокуратуры и

их должностных  лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к

превращению закона в самостоятельную, объективную  силу жизнедеятельность

которой не зависит  от отношения к ней.

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства  как систему

разделения властей  и верховенство закона, мы переходим  к основной функции

правового государства.

     ПРАВА  И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ  ЦЕННОСТЕЙ

Верховенство закона подразумевает не только приоритет  закона как

разновидности нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов,

сколько широкий  аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества

действующим законодательством. В правовом государстве любое  ущемление прав

человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно  и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи  принципиальное

значение приобретает  проблема правового равенства в  различных сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством

надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и  свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г. , Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах,

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI

сессии Генеральной  Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и  свобод, провозглашенных в указанных  актах закреплен и

гарантирован в  конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической  защищенности личности, которая немыслима  без презумпции

невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое

государство признает, что все вопросы, связанные с  виновностью или не

виновностью граждан  в совершении того или иного преступления, следует решать

только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по

которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин  вправе требовать, чтобы

его судил суд  присяжных. В Республике Казахстан  это право отражено в ст.75

Конституции Республики Казахстан.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН  в 1948 году состоит

из 30 статей. В ней  провозглашается, что “все люди рождаются  свободными и

равными по своему достоинству  и правам. Они наделены разумом  и совестью и

должны поступать  в отношении друг друга в духе братства”. Далее в ней

указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,

обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право  каждого

человека на признание  его правосубъектности, т.е. предоставления человеку

возможности приобретать  права и осуществлять обязанности, предусмотренные

законодательством.

Декларация также  провозглашает, что никто не может  быть подвергнут произвольному

аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек  имеет право на равную

защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный  суд. В Декларации

также указывается  на недопустимость произвольного вмешательства  в личную и

семейную жизнь  граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну

корреспонденции и  т.п. Она закрепляет и другие права  и свободы человека,

которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,

совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право

убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на

свободный выбор  профессии, право на защиту от безработицы, право на создание

профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический плюрализм  — отличительный

признак правового  государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.

Функционируя в  условиях такого плюрализма, различные  социальные силы в лице

своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве

цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими

противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность  свободно

излагать свои программные  установки, беспрепятственно проводить  пропаганду и

агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и  идеологический плюрализм является выражением и олицетворением

демократизма общества, позволяет каждому его члену  самому решать вопрос о

своей приверженности к той или иной политической организации, и

идеологической пристрастности.

Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу

какую-то одну идеологию  или создавать преимущество для  той или иной

политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально

обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего  принятием и

проведением в жизнь  разнообразных законодательных  актов, закрепляющих их в

соответствующей сфере  общественных отношений. В числе  международных

документов о правах человека также следует указать  Международный пакт о

гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

Права и свободы  человека и гражданина также закреплены в Конституции

Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995г.

(ст.ст. 90, 3, Указы  Президента РК “О Конституции  Республики Казахстан” и “О

проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума”, а также

полностью глава 2 —права и свободы человека и гражданина). Ст. 39 гласит:

“Права и свободы  человека и гражданина могут быть ограничены только законами

и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях  защиты конституционного

строя, охраны общественного  порядка,прав и свобод человека, здоровья и

нравственности населения.”  А статья 39 п.3 Конституции Республики Казахстан

не допускает возможности  ограничения ряда важнейших прав человека и

гражданина даже в условиях чрезвычайного положения,а  именно право на

гражданство, право  на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени, свободу совести,

право на жилище, право  на возмещение государством вреда, причиненного

государственными  органами или их должностными лицами.

Статья 12 закрепляет положение о том, что в Республики Казахстан признаются и

гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

Информация о работе Гражданское общество