Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

· История развития концепции правового государства.

· Правовое государство по Канту.

· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

· Принцип разделения властей.

· Система “сдержек и противовесов”

3. Верховенство закона.

· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

· Законотворчество в Республике Казахстан

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

· Народ – как основной источник власти.

· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

· Социальная и юридическая защищенность личности.

· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

· Система судебных органов и судопроизводства.

6. Практика становления правового государства в Казахстане.

· Казахстан в постсоветский период.

· Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится

на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении

общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который

гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его

является признание  прав человека.

Правовое государство  — это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и

где в основу организации  государственной власти положен  принцип разделений

законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство — это демократическое  государство, в котором

обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти

(непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень

правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом

государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и

пропагандировать  свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий, общественных

объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т.п. Признаки

правового государства:

1.Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2.Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе

разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную.

3.Взаимная ответственность  личности и государства.

4.Реальность прав  и свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5.Политический и  идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном

функционировании  различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства,

видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой  политико-правовой грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права  как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических  норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого

опыта.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям

огосударствления. Отторжение правовой государ-ственности возможно по двум

каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам

могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода

политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая  олигархия

—реакционно-реставраторские  силы, а также воинствующая охлократия,

антигуманная технократия  — демагогически-популистские силы).

Правовое государство  — путь к возрождению естественно-исторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его отношении с  государством,

общечеловеческих  начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое

государство” —  это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические  свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства  — в господстве права в

общественной и  политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым

способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое

государство открывает  юридически равный доступ к участию  в политической жизни

всем направлениям и движениям. В чем же заключается  отличие правового

государства от государства  как такового? Государство как  таковое

характеризуется его  всевластием, несвязанностью правом, свободой государства

от общества, незащищенностью  гражданина от произвола и насилия  со стороны

государственных органов  и должностных лиц. В отличие  от него правовое

государство связано  правом, исходит из верховенства закона, действует строго

в определенных границах, установленных обществом, подчиняется  обществу,

ответственно перед  гражданами, обеспечивает социальную и правовую

защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство  как и всякое

государство обладает общими чертами, которые сводятся к  следующему:

1. Ему присуща  государственная власть как средство  проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом  базисе общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на

своей территории.

5.  Существует  благодаря налогам и другим  сборам.

6.  Обладает государственным  суверенитетом.

Особенности механизма  правового государства заключаются  в следующем. Все его

структурные части  и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым  назначением.

Наделенные властными  полномочиямми, структурные части  и элементы правового

государства в своей  специфической форме деятельности реализуют волю общества.

Структурные части  и элементы правового государства  всю свою деятельность строго

сообразовывают с  действующим законодательством. Должностные  лица несут

персональную ответственность  за посягательство на права и свободы  граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми  актами. Права и

свободы граждан  обеспечиваются органами правового  государства. Механизм

правового государства  является способом его существования. Функции правового

государства реализуются  с помощью его механизма.

Таким образом в  правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и

административно-командных  методов управления. Его демократический  характер

обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство  есть концентрированное выражение  гражданского общества. В

силу этого его  этапы развития в целом и общем  совпадают с этапами развития

гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство  обладает

известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития

правового государства  присущи определенные особенности, отражающие его

политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества

—это становление  рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы

средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап

—утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,

обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной

деятельности средств  массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства  и его основные

признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению  государственной

власти в правовом государстве.

     СИСТЕМА  РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ  ГОСУДАРСТВЕ

    

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это

обусловлено не только господством права, связанностью государственной  власти

правом, но и тем, как организована государственная  власть, в каких формах и

какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к

теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей

(законодательной,  исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица

чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода

личности. Поэтому  для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной

абсолютной власти, не связанной правом эти ветви  власти должны быть

разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается  взаимный контроль,

сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов,

осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в

полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается

всякая возможность  присвоения той или иной властью  полномочий другой. Принцип

разделения властей  становится жизнеспособным, если он еще  и обставляется

системой “сдержек и противовесов”властей. Подобная система “сдержек и

противовесов”устраняет  всякую почву для узурпации полномочий одной власти

другой и обеспечивает нормальное функционирование органов  государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей  в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три  силы в замкнутом круге своих  полномочий. Но при этом

предусмотрены формы  воздействия органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен  правом налагать вето на законы, принимаемые  Конгрессом. В

свою очередь оно  может быть преодолено, если при  повторном рассмотрении

законопроекта в  его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов  каждой из палат

Информация о работе Гражданское общество