Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

· История развития концепции правового государства.

· Правовое государство по Канту.

· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

· Принцип разделения властей.

· Система “сдержек и противовесов”

3. Верховенство закона.

· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

· Законотворчество в Республике Казахстан

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

· Народ – как основной источник власти.

· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

· Социальная и юридическая защищенность личности.

· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

· Система судебных органов и судопроизводства.

6. Практика становления правового государства в Казахстане.

· Казахстан в постсоветский период.

· Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

Конгресса. Сената наделен  полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и  иные международные

соглашения, заключаемые  президентом. В случае совершения президентом

преступлений, Сенат  обращается в суд для решения  вопроса о вынесении ему

“импичмента”, т.е. об отстранении от должности. “Возбуждает” же дело об

импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что

ее председателем  является вице-президент. Но последний  может принимать

участие в голосовании  лишь в том случае, если голоса разделяются  поровну.

Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный  суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных  демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на “три власти”федеративное устройство является также

способом децентрализации  и “разделения”власти, предупреждающим  ее

концентрацию.

Теперь, основываясь  на Конституции Республики Казахстан  рассмотрим принцип

разделения властей  в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции  Республики Казахстан

гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе

Конституции и законов  в соответствии с принципом её разделения на

законодательную,исполнительную и судебнууую ветви и взаимодействия их между

собой с использованием системы сдержек и противовесов.”  К органами

законодательной власти в Республике Казахстан относится  Парламент состояящий

из двух палат: Сената и Мажелиса, и Конституционный  Совет. Исполнительная

ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках  Президента

Республики Казахстан, а так же Правительсва РК, которое  возглавляет систему

исполнительных органов  и осуществляет руководство их деятельностью. К органам

судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики,

Арбитражный Суд  и местные суды Республики, учереждаемые законом. Парламент

Республики Казахстан  является представительным и законодательным  органом

Российской Федерации. Закон считается одобренным Парламентом, если за него

проголосовало более  половины от общего числа депутатов  обеих Палат. Принятые

большинством голосов  от общего числа депутатов Сената проект становится

законом и в течение  десяти дней передаются на подпись  Президенту Республики.

Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом

Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина;

представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных  отношениях;

представляет Парламенту  предложение о назначении Председателя Национального

Банка Республики Казахстан, Генерпльного Прокурора и Председателя Комитета

Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства;

формирует правительство  Республики Казахстан путем назначения на должность по

предложению Председателя Правительства Республики Казахстан  заместителей

Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными

Силами Республики Казахстан назначает и освобождает  высшее командование

Вооруженных Сил  Республики Казахстан.

Для демократического общества принцип разделения властей  особо важен и

значим. Он выражает не только разделение труда между  государственными

органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной  власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную

власть. Этот принцип  в демократическом обществе предполагает, что все три

власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами  по отношению друг

к другу и могут  “сдерживать”одна другую, не допускать  доминирования одной из

них. Например, превращения  управленческой власти в авторитарную, а

законодательной —во  “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и

управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено  тербование разделения властей, задействована  система

“сдержек и противовесов”, то государство еще не обязательно  является

правовым. Поэтому  мы переходим к следующему признаку правового государства.

     ВЕРХОВЕНСТВО  ЗАКОНА

В правовом государстве  ни один государственный орган, должностное  лицо,

коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на

закон. За его нарушение  они несут строгую юридическую  ответственность. Когда мы

ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта, обладающего

высшей юридической  силой, то имеем в виду, что все  подзаконные акты должны

строго соответствовать  ему, а должностные лица не уклонятся  от его исполнения и

тем более не нарушать его. Также недопустимо “обогащать”  закон

подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой  смысл, который не был

предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем

поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего, они

должны быть информированы  о его содержании.

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции.

Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она

перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным

характером. Вот почему бесконечные изменения, которые  вносил Парламент

Республики Казахстан  в Конституцию Республики Казахстан  противоречили природе

правового государства  и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в

обществе. Если конституция  выражает государственную волю общества, то ее

изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо  это —центральная

категория правового  государства. Новая Конституция  Республики Казахстан в

соответствии с  принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию

нормативно-правовых актов.

Действующим правом в Республике Казахстан являютсяяя нормы Конституции,

соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов,международных

договорных и иных обязательств Республики, а так же нормативных постановлений

Конституционного  Совета и Верховного Сууда Республики.

Все правовые акты, издаваемые в Республике Казахстан, не могут  противоречить

Конституции Республики Казахстан.

Конституция имеет  высшую юридическуб силу и прямое действие на всей

территории Республики.

Предусмотрено принятие конституционных законов по вопросам: реализации прав и

свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; о системе налогов и

сборов (ст.35), унитарного устройства государства; общим принципам

организации представительных и исполнительных органов, выборов  Президента,

депутатов Правительства, формирования Парламента и др.

Президент Республики Казахстан издает указы и распоряжения, которые не

противоречат Конституции  и обязательны на всей территории Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан издает постановления  и распоряжения,

обеспечивает их исполнение. Они обязательны к  исполнению на всей территории

Республики Казахстан  и основываются на Конституции Республики Казахстан,

законах имеющих  силу конституционного закона, нормативных  указах Президента.

Конституция Республики Казахстан — юридическая база всего законодательства, в

которой закреплены основы экономической, социальной и  политической организации

общества, устанавливается  механизм государственной власти и  управления,

основные права  и обязанности граждан. Отсюда и  значение Конституции как

Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы

Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую

ценность. Конституция  закрепляет основные положения всех сторон государственной

и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило,

необходимы вторичные  законодательные акты, детализирующие конституционные

установления в  такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

Однако в важнейших  вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной

степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника  норм прямого действия,

обязательных для  государственных органов, должностных  лиц. К числу таким норм,

относятся те, которые  закрепляют основные права, свободы  и обязанности граждан,

реальность которых  не должна увязываться с наличием или отсутствием

специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы

конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и

готовность внести в них необходимые исправления  и поправки, вызванные

реальной жизненной  практикой, с другой, —представляют  собой те правила,

которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные  акты, даже

те, которые касаются важнейших сторон государственной  и общественной жизни,

часто не отвечают требованиям  нормативности и гарантированности. При таких

условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных

отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному  социальному эффекту,

несмотря на все  призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.

Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить

механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать

становлению правового  государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности

определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем

общественного правосознания, субъективными факторами, национальными  и

историческими традициями. Одним из таких условий является существование

единого правового  пространства в границах данного  государства. Ученые-юристы,

занимающиеся разработкой  проблем правового государства  и связывающие

формирование его  основ прежде всего с реализацией  принципа верховенства

закона как основной общедемократической ценностью, уделили  внимание понятию

правового закона, необходимости  придания законам, в том числе  и Конституции,

прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества,

Информация о работе Гражданское общество