Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

· История развития концепции правового государства.

· Правовое государство по Канту.

· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

· Принцип разделения властей.

· Система “сдержек и противовесов”

3. Верховенство закона.

· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

· Законотворчество в Республике Казахстан

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

· Народ – как основной источник власти.

· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

· Социальная и юридическая защищенность личности.

· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

· Система судебных органов и судопроизводства.

6. Практика становления правового государства в Казахстане.

· Казахстан в постсоветский период.

· Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

ПЛАН                                

     1.       Понятие и признаки правового  государства.

·        История развития концепции правового  государства.

·        Правовое государство по Канту.

·        Предпосылки образованияя правового  государства в Казахстане.

2.        Система разделения властей в  правовом государстве.

·        Принцип разделения властей.

·        Система “сдержек и противовесов”

3.        Верховенство закона.

·        Конституция – как основной закон  Республики Казахстан.

·        Законотворчество в Республике Казахстан

4.        Права и свободы человека в  системе ценностей.

·        Народ – как основной источник власти.

·        Комплекс прав и свобод в системе  общественых отношений.

·        Охрана прав и свобод человека и  гражданина государством.

5.        Взаимная ответственность личности  и государства.

·        Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

·        Социальная и юридическая защищенность личности.

·        Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

·        Система судебных органов и судопроизводства.

6.        Практика становления правового  государства в Казахстане.

·        Казахстан в постсоветский период.

·        Проблемы создания правового государства  в Казахстане.

     ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства  с правом. Правовое государство —это продукт нового

времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя,

как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими

корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового

государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724—гг.), французского

просветителя и  правоведа Монтескье (1689—гг.) и других европейских

просветителей ХVШ  и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени

Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти  ученые полагали, что на смену полицейскому,

бюрократическому  государству эпохи абсолютизма (которое  Кант называл

государством произвола), должно прийти правовое государство, в  основе

которого лежит  идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной  власти в

условиях правового  государства принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо  для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:

источником нравственных и правовых законов выступает  практический разум, или

свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился

до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом; в своем

поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического

императива, который  сводится к следующему: “поступай  так, чтобы ты всегда

относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого  другого так же, как

к цели, и никогда  не относился бы к нему только как  к средству”и “поступай

так, чтобы максима  твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы  поведения

людей с целью, чтобы  свободное волеизъявление одного лица не противоречило

свободе других; право  призвано обеспечить внешне благопристойные,

цивилизованные отношения  между людьми; государство —это соединение множества

людей, подчиненных  правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким

оно должно быть”обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”;

государство призвано гарантировать правопорядок и строиться  на началах

суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы

правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии —это

добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”форме

государства относится  демократия, при которой верховная  власть принадлежит

всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,

посредством которых  выражается воля народа, состав и способ деятельности

народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,

поддержку существующих порядков, равенство и умеренность  состояний, охрану

семейного достояния. Теоретическая конструкция правового  государства,

сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв. , включает разделение

властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового

закона, взаимную ответственность  личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового регулирования в  соответствии с юридическим

принципом “дозволено все, что не запрещено законом”, установление реальных

гарантий прав и  свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического

развития. Еще несколько  лет назад словосочетание “правовое  государство”

привычно ассоциировалось  с теми разделами университетского курса, где

критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием

и провозглашалось  “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение

научная осмысленность  самого сочетания “социалистическое  правовое

государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую

форму собственности  и на определенную идеологию. Между  тем, идея правового

государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту  идеологию. Более

того, идея правового  государства уже подразумевает  антисоциалистичность, т.е.

частную собственность  в качестве первичной и исходной. В нашем государстве

делается попытка  не только возродить идею правового  госудуарства, но и

претворить ее в  жизнь. Безусловно, этот путь будет  долгим, сложным и

противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором  хотя и важных, но все же внешних  характеристик

(связанность государства  правом, разделение властей, наличие  конституции),

определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового

государства не в  законопослушании, равно как и  не в обилии законодательных

актов, — и то и  другое есть признаки не правового, а  полицейского

государства. Суть государства  правового —именно в характере  законов, их

соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение

суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к

процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие

блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а  не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское  общество —система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для  удовлетворения

своих духовных и  материальных потребностей и интересов. Оно строится на

принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами

и правом вмешательства  государства. Государство —лишь  форма гражданского

общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве  личность,

общество и народ  противопоставлены государству  как политическому аппарату

власти, отчуждены  от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское

общество предполагает наличие многочисленных независимых  союзов, институтов и

организаций, которые  служат барьером против монополизма  и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает  не

только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и

“буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход  не из рук государства.

Развертывание всего  комплекса институтов государства  в демократическом

обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного  комплекса

институтов, характерных  для развитого государства в  условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление

власти, прежде всего  путем формирования представительных органов, выполняющих

законодательные и  контрольные функции; наличие муниципального самоуправления;

подчиненность всех подразделений власти закону; независимое  и сильное

правосудие; наличие  государственной власти в отдельных  блоках, включая

исполнительную власть.

В основе правовой экономики  лежит принцип “от каждого  по способностям

—каждому по труду. Это социально-правовой масштаб  меры регулирования труда и

потребления. Чтобы  восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод:

1. открыть простор  всем видам собственности;

2. заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве

сторон;

3. сделать главенствующим  принцип “разрешено все, что  не запрещено”;

4. обеспечить эквивалентный  характер обмена;

5. утвердить равноправие  и добросовестность в выборе  партнера;

6. не ограничивать  инициативу и предприимчивость.

Правовая экономика  и гражданское общество — переход  от распределительного

общества к рыночному  — это глубинные, сущностные предпосылки  формирования

правового государства.

Правовое государство  — это государство, обслуживающее  потребности

Информация о работе Гражданское общество