Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности становления и развития гражданского общества.
Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:
-рассмотреть историю становления гражданского общества в России;
-определить структуру и функции гражданского общества;
-показать взаимосвязь гражданского общества и правового государства;
-выявить особенности политической жизни гражданского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.История становления гражданского общества в России………………...4
2.Структура и функции гражданского общества…………………………...8
3.Взаимосвязь гражданского общества и правового
государства……………………………………………………………………11
4.Политическая жизнь гражданского общества……………………………12
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество (реф Лене).doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)


Содержание 

Введение………………………………………………………………………3

1.История становления  гражданского общества в России………………...4

2.Структура и функции гражданского общества…………………………...8

3.Взаимосвязь гражданского общества  и правового 

государства……………………………………………………………………11

4.Политическая жизнь  гражданского общества……………………………12

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованной литературы ……………………………………….19 
                                                   Введение

Тема моей работы: «Гражданское общество». Актуальность выбранной мной темы неоспорима, так как в условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества связаны надежды на упрочение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.

Наличие развитого гражданского общества является отличительной чертой правового государства, неотъемлемой частью государства демократического. Общественными объединениями, составляющими  основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически всех категорий населения. В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления и развития этих институтов. Формирование гражданского общества в России ввиду исторических и социальных причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое количество препятствий.

Цель работы – изучить  особенности становления и развития гражданского общества.

Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:

-рассмотреть историю становления гражданского общества в России;

-определить структуру и функции гражданского общества;

-показать взаимосвязь гражданского общества и правового государства;

-выявить особенности политической жизни гражданского общества.

 

 

1.История становления  гражданского общества в России

Понятие «гражданское общество»  уходит своими корнями к античности – к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия  связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка, И.Канта, Г.Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации.

Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позже, чем Западная Европа и США. Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу гражданского общества. Многообразные образовательные, медицинские, благотворительные и другие общественные организации получают новый импульс к развитию, что соответственно стимулировало рост различных институтов общественной самоорганизации, помогало стабилизировать русское общество.

 Значительным шагом к гражданскому  обществу явилось образование относительно самостоятельных от государства выборных органов местного самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения. Часть прав от ведомства государственного управления перешла к органам самоуправления, которые стали важнейшим структурным элементом гражданского общества.

 Судебная реформа 1864 г. провозгласила  такие принципы как равенство  всех перед законом, разделение  судебной и административной  властей, несменяемость судей,  независимость адвокатуры, гласность  и состязательность процесса, создание суда присяжных. Были введены новые либеральные судебные уставы. После реформ 60-х гг. XIX века активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые шаги на пути к гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора Александра II новый император Александр III обнародовал манифест «О незыблемости самодержавия» (1881 г.). Началась эпоха реакции, резкого торможения процессов либерализации в общественной системе [1; с.9].

 Следующий период в развитии  институтов гражданского общества  приходится на 1900-1914 гг. В эти годы  складывается многопартийная система  в стране, при которой политические  партии являлись субъектами гражданского  общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма.

 Первая мировая война обострила  все противоречия и привела  к революционному изменению политического  строя.

 Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского общества. В результате в России начали развиваться демократические институты свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления. Однако, слабая государственная власть не смогла упорядочить этот процесс. Над страной нависла угроза анархии.

Октябрьский переворот 1917 г. в корне  изменил ситуацию в стране. Установилась жестокая централизация власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность – основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества. При тоталитаризме нет места для гражданского общества. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно фактически собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина «гражданское общество», то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры партийно-государственной машины [1; с.11].

 Термин «гражданское общество» вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХ в. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.

Под воздействием социально-экономических  и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.

 Трансформация институтов  российского общества серьезно  сказалось на его социальной  структуре. Изменились отношения  собственности и власти, появились  новые социальные группы («предпринимательская структура» и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.

Перераспределение собственности  через приватизацию открыло возможности  для формирования среднего класса в  России. Приватизация позволила частным  лицам приобретать в собственность  часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

После распада СССР в 1991 г. для России начался новый  позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце XX столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.

 После огромного  перерыва в развитии гражданского  общества в России (с октября  1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.

За несколько лет  реформирования в нашем государстве  возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др.

Реальными признаками существующего  гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям [6; с.78].

 

2.Структура и функции гражданского общества

Поскольку под гражданским  обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности в его систему входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства.

Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов. Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1.На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2.На базе ассоциаций  гражданского общества создаются  и развиваются механизмы общественного  самоуправления.

3.Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4.Институты и организации  гражданского общества призваны  обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5.Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6.Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Информация о работе Гражданское общество