Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности становления и развития гражданского общества.
Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:
-рассмотреть историю становления гражданского общества в России;
-определить структуру и функции гражданского общества;
-показать взаимосвязь гражданского общества и правового государства;
-выявить особенности политической жизни гражданского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.История становления гражданского общества в России………………...4
2.Структура и функции гражданского общества…………………………...8
3.Взаимосвязь гражданского общества и правового
государства……………………………………………………………………11
4.Политическая жизнь гражданского общества……………………………12
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество (реф Лене).doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

7.Гражданское общество выполняет  стабилизирующую функцию своими  институтами и организациями.  Оно создает прочные структуры,  на которых держится вся общественная  жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» – прочные структуры гражданского общества. Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться. 

Подводя итог, следует отметить основные функции гражданского общества: выдвижение инициатив – государственная  сфера слишком бюрократична и  не полностью реализует эту функцию; усиление идеологического плюрализма; оформление внешних требований к системе; легализация протеста; стимулирование позитивной адаптации [3; с.98].

Структура гражданского общества состоит из следующих элементов:

1.Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, хозяйственные кооперации, ассоциация, общественные организации, профессиональные, творческие, спротивные и другие объединения).

2.Совокупность государственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других. Это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3.Сфера самопроявления  свободных индивидов и их организаций,  огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Гражданское общество представляет собой определенное негосударственное  образование, в котором граждане объединены по различным признакам. Оно служит целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и осуществления потенциальных возможностей на благо всех и каждого в отдельности.

Таким образом, структура  гражданского общества развитых стран  – это широкая сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, благотворительных фондов. Все они выражают различные интересы во всех сферах жизни общества [6; с.82].

3.Взаимосвязь гражданского общества и правового государства

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство). Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т.п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот, гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне). Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Гражданскому обществу присуща  высокая степень развития таких  характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия. Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности. В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Здесь индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности. Здесь имеется новая основа для самореализации личности, проявления её индивидуальности: самостоятельность, самоценность, гражданская ответственность человека, способного и желающего рассчитывать на свои собственные силы, самодеятельность соревнования. Условием и результатом такого развития становится всё более полное превращение общества в гражданское целое, а государства – в правовое политическое единство [4; с.24].

4.Политическая жизнь гражданского общества

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных  органов.

    Основной формой  участия гражданского общества  в делах государства, как основного института политической власти, являются выборы и референдумы.

    Референдум (от лат. "референдум" - то, что должно быть сообщено) - это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения.

   Референдумы бывают:

-конституционным - когда с его помощью утверждается Основной закон государства или вносятся поправки в Конституцию;

-законодательным - когда итоги референдума служат основой для принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;

-консультативным - когда необходимо выяснить волю избирателей при решении важных государственных вопросов.

    Референдумы  также бывают обязательными - их необходимость предусмотрена  законом, и факультативными - их  проведение зависит от воли  правительства или избирателей.

    Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов.

    Если референдум призван выявить волю народа, то выборы - непосредственное волеизъявление избирателей, важная политическая процедура гражданского общества.

    В демократическом  обществе выборы выполняют следующие  функции:  

-обеспечение рекрутирования политической элиты;

-проявление воли народа, единственного источника политической власти;

-форма контроля за деятельностью органов власти;

-выборы - это важнейший институт легитимации политической системы и политического режима;

-способствуют изменению политического режима;

-интегрируют разнообразные мнения и формируют общую политическую волю;

-способствуют изменению и развитию общества.

    Выборы в  современных демократических государствах  можно классифицировать следующим  образом: 

1.Общенациональные, в первую очередь, президентские, парламентские и правительственные (выборы главы правительства).

2.Выборы в органы местного самоуправления.

3.Судебные выборы, на которых выбирают судей и присяжных.

4.Выборы некоторых местных должностных лиц (старосты, шерифа и т.п.) [6; с.86].

    Для выполнения  своего политического и социального  назначения выборы должны опираться  на следующие принципы избирательного  права: 

  Всеобщность. Сущность этого принципа в том, что все граждане, независимо от пола, расовой, религиозной, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, образования и политических убеждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти.

    Действие этого  принципа ограничивается рядом  цензов. Возрастной ценз ограничивает участие в выборах определенным возрастом. Причем для кандидатов возраст, как правило, устанавливается несколько выше.

    Моральный  ценз, как правило, лишает прав  выбирать и быть избранным  лиц, отбывающих наказание по  приговору суда в местах лишения свободы.

    Ценз недееспособности  ограничивает избирательные права  психически больным, чья недееспособность  подтверждена судебным решением.

    Ценз оседлости  предполагает право допуска к  участию в выборах лиц, имеющих  определенный срок проживания в данной местности.

    Половой ценз, как правило, не допускает участия  в выборах женщин.

    Имущественный  ценз лишает избирательных прав  лиц, не имеющих частной собственности  или определенного уровня доходов. 

    Равенство. Этот принцип предполагает равенство избирателей - каждый гражданин имеет один голос; равенство кандидатов; равенство избирательных округов по количеству избирателей.

    Тайна выборов. Сущность этого принципа заключается в том, что решение конкретного избирателя не должно быть известно никому. Действенность этого принципа обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, одинаковостью избирательных бюллетеней, опечатыванием урн для голосования, ответственностью организаторов выборов за нарушение тайны голосования.

    Наряду с  принципами избирательного права  политическая практика выработала  принципы организации демократических  выборов: 

-свобода слова;

-наличие выбора, альтернативных кандидатов;

-состязательность, конкурентность выборов;

-периодичность и регулярность выборов;

-равенство возможностей кандидатов и политических партий.

    Правовой и  регулирующей базой выборов выступает  избирательная система. 

    Избирательная система - это совокупность правил, порядок формирования выборных органов власти, система распределения мест в них после проведения выборов.

    Основное назначение  избирательной системы: 

-обеспечить представительство народного волеизъявления в органах власти;

-сформировать эффективно работающие властные органы;

-обеспечить перевод голосов избирателей в депутатские мандаты и властные должности.

    Избирательная  система каждого государства  основывается на Конституции  и формируется на основе законодательства.

    В Российской  Федерации избирательная система  действует на основе Федеральных законов:

"Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации";

"О выборах Президента  Российской Федерации";

"О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации".

    Существуют  следующие типы избирательных систем:   

    Мажоритарная. Эта система опирается на принцип большинства (относительного или абсолютного). Как правило, кандидат или партия, набравшие меньшее количество голосов, занявшие места в списке избирателей со второго, не получают мандатов. При мажоритарной системе абсолютного большинства может проводиться второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата или партии, набравшие больше других голосов. Мажоритарная избирательная система существует в Англии, США, Франции, Японии и др.

    Пропорциональная. При этой системе мандаты распределяются пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.

    Пропорциональная  система существует в Австрии,  Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Швеции и др.

    Смешанная. При этой избирательной системе часть мандатов распределяется по мажоритарной системе (в одномандатных избирательных округах), а часть по пропорциональной (по партийным спискам). По смешанной избирательной системе проводятся выборы в Российской Федерации.

     В ходе избирательного процесса осуществляются следующие основные избирательные процедуры:

-создаются и работают избирательные комиссии (в Российской Федерации: участковые, окружные и центральная);

-существует институт регистрации избирателей;

-происходит выдвижение и регистрация претендентов;

-осуществляется агитационно-пропагандистская кампания;

-осуществляется процедура выборов, и определяются результаты голосования;

-определяется победитель или распределяются депутатские мандаты;

-существует институт наблюдателей.

     В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Половина из них (225 депутатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным округам (один округ - один депутат). Избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства (деление общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на 225 избирательных округов).

    Вторая половина (225 депутатов) избирается по пропорциональной  системе, в зависимости от количества  голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками или объединениями. 

   Законодательством Российской Федерации при выборах депутатов Государственной Думы установлен порог в 5 процентов для прохождения партий. Федеральные списки от партий, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов не допускаются.

    В Российской  Федерации действует одна из  самых демократичных и прогрессивных  избирательная система [6; с.89].   

  Таким образом, гражданское общество в демократической стране посредством выборов формирует основные органы государственной власти.

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время  в нашей стране наметились тенденции  развития гражданского общества, но в  России процесс его зарождения не может протекать так, как это  было в других странах, в силу ряда причин. В связи с неоднозначностью сложившейся ситуации возникают различные проблемы формирования гражданского общества, характерные для Российского государства. Политические культуры соседних стран нередко оказывают серьезное влияние друг на друга. Распространенный в Европе индивидуализм начинает оказывать влияние на коллективистский характер российского миропонимания. В данном контексте представляется возможной трансформация представлений о гражданском обществе, без которого невозможно эффективное решение жизненных проблем и которое является коллективной формой объединения граждан на принципиально новом, более высоком уровне.

Информация о работе Гражданское общество