Государство как субъект управления общественными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект управления общественными процессами.docx

— 75.42 Кб (Скачать документ)

Понятие широко вошло  в послевоенный период, с середины XXв., в политическую и общественную теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство социально, поэтому термин “социальное государство” предназначен подчеркнуть способность государства осуществлять современную социальную политику - создание системы социальной защиты, социальных гарантий, социального партнерства и приоритет этой задачи. Исторически формирование социального государства стало итогом политики “социального реформизма”. Эта политика, проводимая в ряде западных стран, включала в себя сильную социальную составляющую: создание государственной системы социального страхования, социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих слоев населения, системы бесплатного здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, системы решения социальных конфликтов путем социального партнерства. 

Классическим примером социального государства является “шведская модель”. Швеция - первая страна, где была создана система  социальной защиты (в 1937 г. впервые был  введен отпуск для женщин по беременности и родам, обязательный 12-дневный  оплачиваемый отпуск) и разработана система “социального партнерства” - система гармонизации социально-классовых отношений путем создания механизма взаимодействия между рабочими, работодателями и профсоюзами (через систему коллективных договоров); проведена налоговая политика, направленная на выравнивание доходов населения. Сходная политика проводится в Дании, Норвегии и ряде других стран.

Проведение сильной  социальной политики является задачей  любого современного государства демократического типа, призвано разрешить противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов; базовыми целями является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития.

В либеральной трактовке  правовое государство как бы противостоит социальному, так как правовое государство на первое место выдвигает свободу индивида, предполагает ограничение государственного вмешательства, социальное же предполагает государственное регулирование и вмешательство в вопросы производства и распределения общественных материальных и культурных благ.

В современных условиях сочетание этих тенденций развития государства означает следующее: государство  должно быть социальным по целям и  правовым - по форме взаимоотношений  между личностью, обществом и государством. Оно осуществляет свои цели как социальное государство в форме правовой государственности и идет, таким образом, гораздо дальше, стремясь наполнить правовые формы более справедливым содержанием.

5. Формирование маркетинговой модели государства связано с поиском новой парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества. Государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике рыночных отношений, где гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги, а государство — в роли “сервисного центра”. В западных индустриальных странах динамика взаимоотношений государства, гражданского общества и частного сектора привела к существенному сближению показателей макроэкономического управления и администрирования с менеджментом и стилем деятельности эффективных частных организаций. Таким образом, формируется новая маркетинговая модель государственного управления.

Наряду с историческими  типами существуют и другие классификации  государств.

По отношению к  религии государства могут быть светскими и религиозными. Так, ст. 14 Конституции РФ провозглашает  Россию светским государством, т.е. государством, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным, они не вправе оказывать влияние на государственный строй и деятельность государственных органов и их должностных лиц.

В религиозном государстве  господствующая религия провозглашается  идейной основой правления, государственная  религия и соответствующая церковь  являются конституционно-правовым институтом, который признается частью официальной организации государства. Это проявляется в том, что государство, во-первых, финансирует данную церковь, во-вторых, участвует в назначении священников, в-третьих, утверждает акты, регулирующие внутреннюю деятельность данной церкви, и, в-четвертых, признает за данной церковью право осуществлять некоторые государственные функции, в частности, регистрировать браки, рождения, смерти. Государственная религия существует в таких странах, как Великобритания (англиканство), Швеция, Норвегия, Дания, Исландия (лютеранство),Испания, Парагвай (католицизм), Греция (православие), Иордания, Иран, Марокко и др. (ислам). В ряде зарубежных стран (Бельгия, ФРГ, Нидерланды, Израиль) институт государственной религии заменен институтом юридического признания религии со стороны государства. Отличие этого института заключается в том, что государство не вмешивается в назначение священников и регулирование внутренней деятельности церкви, но тем не менее оказывает признанной церкви государственную поддержку, и нередко признает за церковной церемонией брака юридические последствия.

Государства отличаются по способам формирования и формам организации государственной власти. Принято различать две основные формы государства - форму правления  и форму государственного устройства.

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти; форма организации государственной власти. В зависимости от положения и характера высшего органа государственной власти различают две основные формы правления - монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchia- единовластие) — форма правления  государства, при которой в руках  его единоличного главы (монарха) сосредоточена  полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть. Из определения монархии можно выделить ее отличительные признаки юридического свойства:

1) существование  единоличного главы государства  — монарха (фараона, короля, царя, шаха, князя, султана и др.);

2) обладание монархом  всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независимой);

3) занятие трона  в порядке престолонаследия, т.е.  путем передачи власти по наследственному  праву и в порядке родства,  т.е. по фамильному праву;

4) бессрочность правления  монарха, т.е. пожизненность его правления;

5) представительство  во внешних отношениях не по  поручительству (мандату), а по собственному  праву;

6) юридическая безответственность  монарха, неприкосновенность и  неподсудность его личности.

В различные исторические эпохи существовали два основных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная).

Оба эти типа, различающиеся  степенью ограничения власти главы  государства, сохраняются и в  современном мире. 

Абсолютная монархия характерна для рабовладельческих и феодальных обществ, в которых она выражалась деспотическим владычеством. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неограниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) -лишь объекты права. Карательная функция также находится в его руках.Расцвет монархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII-XVIIIвв., в России - на XVIII-XIXвв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.

Политическим завоеванием  буржуазных революций, происходивших  в Европе в XVIII-XXвв., явились конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех органов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные - правительству.

В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия представляет собой переходную модель государственного правления. Здесь монарх обладает обширными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законодательные функции парламента имеют к нему лишь формально-юридическую принадлежность. Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, как например, в России в начале XXв., где существовали два политических учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совет и Государственная Дума, которым члены правительства были не подотчетны).

Парламентская монархия представляет собой гораздо более  демократическую модель государственного правления, действующую в целом  ряде современных государств (Великобритании, Дании, Испании, Швеции, Японии и др.). Права монарха ограничены. Он является номинальным главой государства, руководствуясь “правилом английской королевы”: царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и министров, но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов кабинета министров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической,своего рода данью традиции, нежели властной.

Известна также  особая разновидность монархии - выборная или так называемая избирательная, в которой сочетаются элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства  является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей монархических штатов федерации.

Республика (от лат. Res publika- общественное дело, государство) -одна из форм правления (наряду с монархией), при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Республиканская форма  правления возникла в античную эпоху  как альтернатива монархической. Наибольшее распространение получила в новое  и новейшее время. Обычно выделяют следующие виды этой формы правления: президентские, парламентские и смешанные республики. В конце XXв. в мире насчитывалось 65 президентских государств, 13 парламентских и 20 полупрезидентских.

Парламентская республика - форма республиканского правления  и организации государственной  власти, при которой парламент  занимает ведущую роль в политической системе. Становление парламентской  республики происходит в середине XIXв. и исторически связано с формированием представительной формы демократии в странах Западной Европы.

В парламентской  республике органы исполнительной и  судебной власти избираются либо утверждаются парламентом, которому принадлежат  властные приоритеты законодательной  власти, и это “старшинство” не подвергается сомнению. Парламент задает тон в политической жизни страны, воплощая ее верховную власть. Парламент наделяется полномочиями, позволяющими контролировать правительство: отличительным признаком парламентской республики являются коллективная ответственность правительства перед парламентом, “ответственное правительство”, которое формируется и контролируется парламентом. Традиционно выделяют четыре основных элемента парламентского режима, это:

1) дуализм исполнительной  власти (наличие института премьер-министра);

М Дюверже, Р. Арон, также  отрицая смешанные формы, говорят  о системе альтернативных фаз - президентской  и парламентской, в зависимости  от политических условий.

Форма государственного устройства - способ территориально-политической организации государства. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Иногда выделяют такие формы государственного устройства, как союзы, содружества и объединения.

Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas- единство) - единое централизованное государство, неразделенное  на самоуправляющиеся ., единицы.

Унитарная форма  государственного устройства характеризуется  следующими признаками:

1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии (самоуправление) - национальной, территориальной, культурной;

2) единая конституция,  действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами