Государство как субъект управления общественными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект управления общественными процессами.docx

— 75.42 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО  ДФ Институт Управления Бизнеса и  Права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «Государство как субъект управления общественными процессами» 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса, группа К2Ю

Джелиев С.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х  гг. XX в. сформировалось новое научное  направление — кибернетика, предметом  изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает  вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки  информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается  на высоком уровне абстракции, а  особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям  и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется  наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость  элементов системы; определенные формы  и методы деятельности.

Под управлением  в самом общем смысле можно  понимать целенаправленное воздействие  субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей  системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение  управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную  общественную жизнедеятельность, которое  может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и  через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).

Следует отметить, что  сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя  понятие «управление», классик менеджмента  А. Файоль приводит шесть следующих  функций (операций):

1) технические операции (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые операции (привлечение средств и распоряжение  ими);

4) страховые операции (страхование и охрана имущества  и лиц);

5) учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные  операции (предвидение, организация,  распорядительство, координирование  и контроль). 
 
 
 

1. Основные характеристики  государства

Государство - концепции  происхождения государства -признаки государства - традиционное государство - концепция конституционного демократического государства - конституционное государство - правовое государство - социальное государство - маркетинговая модель государства - светское государство - религиозное государство - форма правления - монархия: абсолютная, дуалистическая, парламентская - республика: президентская, парламентская, смешанная - форма государственного устройства - унитарное государство - федерация - конфедерация - политический режим - государственный режим - демократия - тоталитаризм – авторитаризм.

Государство как  субъект управления общественными  процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная  организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене.

Государство является основным институтом политической системы  общества, оно - главный стержень и  олицетворение политической власти. Поэтому история человечества пронизана  поиском наилучшей формы организации государственной власти и управления. Питер Друккер, он же “мистер Управление” утверждает, что в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства. На пороге XXIв. перед Россией, строящей новую политическую систему, стоит задача выработки новой парадигмы государственного управления, отвечающей современным реалиям.

Понятие “государство”  многогранно и может употребляться  в нескольких значениях: как географическое понятие — “страна”; в значении “общество” (например, японское общество); иногда государство отождествляется с понятием “цивилизация” (российская цивилизация, китайская цивилизация).

В философской и  политической литературе долгое время  отсутствовало содержательное и  терминологическое разделение понятий “государство” и “общество”. Н. Макиавелли первым обратил внимание на несовпадение этих понятий, но в его трудах отсутствует определение термина “государство”. Немецкий государствовед Г. Еллинек считал, что впервые отчетливо разграничил эти понятия Ж.-Ж. Руссо в своем “Общественном договоре”. Позже Г. Гегель ввел понятие гражданского общества как сферы реализации частных интересов граждан, свободной от вмешательства государства, и определил государство как политическую общность, область реализации гражданских политических прав граждан. Однако до сих пор существует терминологическая неопределенность в отношении содержательной характеристики понятия “государство”. Раскрытие его зависит от исследовательского подхода, поэтому нельзя дать одно исчерпывающее определение данного многогранного понятия. 

В целом при определении  сущности государства на современном  этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности  государства, широко использовался  в средние века, в современной  трактовке часто используется приверженцами  мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяются признаки государства, основные - территория, население, публичная власть, и вторичные - налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как  юридическую пер-сонализацию нации (под нацией понимается население  страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

Социологический подход, достаточно распространен в наше время, используется очень давно (Руссо, Гоббс и др.). Государство рассматривается  как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т.п.

Кибернетическая школа  государствоведения, возникшая в 60-е  гг. XXв., рассматривает государство  как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на “вход” системы импульсы внешней среды (требования и поддержка) циркулируют в государственной системе, и в результате их переработки на “выходе” системы государственными органами принимаются решения. Эти решения в виде законов, указов, постановлений правительства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства. В соответствии с ними государство — это аппарат  насилия экономически господствующего  класса (классовый подход); это институциональное  воплощение власти (институциональный подход); это определенным образом организованное насилие (силовая концепция)', это организованное господство политической элиты (элитарный подход); это совокупность правовых норм, регулирующих поведение людей (нормативный подход); это определенный нормативный порядок, обеспечивающий интеграцию и жизнедеятельность людей (Санистебан, испанская школа); это правовая форма организации и функционирования политической власти (политико-правовой подход). Согласно маркетинговому подходу, государство – специфическая  макроорганизация, сервисный центр, “предприятие сферы услуг”.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном определении: государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной  властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Государство — это  сложная, многофункциональная, внутренне  дифференцированная целостность. Поэтому  большим разнообразием отличаются не только трактовки понятия “государства”, но и подходы к проблеме его происхождения. Вопрос о природе и сущности государства волновал умы мыслителей многих поколений начиная со времен античности, в результате сформировались различные оригинальные теории происхождения государства.

Обычно выделяют следующие концепции происхождения  государства:

- теологическая (божественное  происхождение государства);

- патерналистская  (государство как результат объединения  семей);

- общественного договора (государство - результат договора между правящей элитой и обществом);

- классовая (марксистская - государство есть результат  разделения общества на классы, правление экономически господствующего  класса).

Наряду с этим, в современной научной литературе существует взгляд о трех эволюционных путях возникновения государства: военном (силовая концепция: государство - результат завоевания и выделения элитарной верхушки из среды военных); аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, верхушки общества); плутократическом (сосредоточение власти в руках финансовой верхушки и состоятельных лиц). Как свидетельствуют исторические данные, на практике эти пути обычно сочетались, но в целом образование государства всегда связано с выделением элиты как первой ступени в образовании государства. Элитарные концепции являются достаточно признанными в современном западном обществознании, так как позволяют объяснить происхождение государства с позиций асимметричной структуры общества.

Более конкретно  сущность государства как многогранного  социального образования можно  выразить с помощью выделения  его признаков. Обычно выделяются следующие  признаки государства:

- территория - это  ограниченное пространство, в пределах  которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Это физическая основа власти и юридической компетенции государственных органов. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.;

- население - человеческое  сообщество, проживающее на территории  государства. Следует различать  понятия “население” и “народ”.  Народ - это социальная общность, члены которой обладают чувством  общей культурной и исторической  идентичности благодаря общим чертам культуры и исторического сознания. Население может состоять из одного народа или из многих “больших” (многочисленных) и малых (малочисленных) народов;

• публичная власть - способность, возможность и право  определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Важной чертой политической власти в государстве является ее институциализированный характер, так как она осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру. Отличительными чертами государственной власти являются также ее всеобщность, универсальность, общеобязательность, легитимность; 

• налоги - общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, поддержания жизнедеятельности государства. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к добровольной форме уплаты налогов;

• право - система  общеобязательных законодательно закрепленных правил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и  другие нормативные акты, адресованные всему населению;

• армия - вооруженные  силы, которые выполняют функцию  защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом  любого государства;

• государственный  суверенитет - международная правосубъектность, способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внешний и внутренний суверенитет. Внутренний - верховенство в решении внутренних дел, внешний - независимость во внешних делах.

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами