Государство как субъект управления общественными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект управления общественными процессами.docx

— 75.42 Кб (Скачать документ)

Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как  единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, единая информационная система, международное признание. !

Существуя на протяжении тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества. С  точки зрения взаимоотношений государства, общества и личности можно выделить пять основных этапов эволюции государства.

1. Традиционное государство. !

2. Конституционное  демократическое государство.

3. Правовое государство. :

4. Социальное государство 

5. Маркетинговая  модель государства.

Данное деление  во многом условно, так как эволюция государства от неконституционного к конституционному и от неправового к правовому происходит дискретно, со множеством промежуточных стадий и периодов, причудливо сочетающих черты традиционных и конституционных государств, включая, например, тоталитарные государства XXв.

1. Традиционное государство  - это государство доиндустриального периода, для которого характерно подчинение общества государству, жесткая вертикальная структура общества, отношения подданичества между государством и обществом, абсолютный суверенитет власти. Для этого типа государства характерна традиционная модель государственного управления с ее опорой на исторически сложившиеся традиции управления и отсутствием профессиональной бюрократии. 

В результате буржуазных революций в Европе в XVIII-XIXвв. происходит конституционное ограничение абсолютных монархий. Начинается формирование конституционных государств.

2. Концепция конституционного  демократического государства была  сформулирована в трудах теоретиков XVIII-XIXвв.: Дж. Локка, Ш. Монтескье,  Т. Джефферсона, Р. Пета, М.М.  Ковалевского, Н. Кареева, П.Г. Межуева, П. И. Новгородцева и др. По мнению основателей этой концепции, демократическое государство должно быть конституционным, конституционное априори является демократическим. Главная задача такого государства - обеспечение прав и свобод личности. Государство существует для общества, а не наоборот. Поэтому государство должно играть обслуживающую роль, гарантируя и охраняя права граждан, но не вмешиваясь в определенные сферы деятельности общества и в личную жизнь граждан. Государственная власть должна быть ограничена законом, конституцией, дабы избежать деспотии государства. Конституционализм и парламентаризм - два основных кита на которых базируется такое государство. Главная задача конституции - ограничение власти законом, гарантия прав и свобод граждан. Сущность парламентаризма - в обеспечении суверенитета народа через принцип представительства. Так формируется концепция конституционного государства.

Для этого этапа  развития государства характерны, в  первую очередь, ограничение суверенитета власти законом, провозглашение суверенитета народа, утверждение идеи приоритета прав человека, начало формирования диалога между властью и обществом, формирование гражданского общества. В этот же период происходит рационализация всей системы государственного управления, начинает складываться рациональная модель государственного управления.

Таким образом, конституционное  государство - это система общественно-политических отношений, которые, являясь господствующими  в государстве и обществе, закреплены в основном законе страны — конституции.

Большинство современных  государств строятся и функционируют  на базе конституций. Но не любое государство, имеющее конституцию, можно назвать  конституционным. Конституция лишь закрепляет реально функционирующие, господствующие общественные отношения. Поэтому наличие конституции является показателем конституционности государства только в том случае, когда положения, закрепленные в конституции, реально воплощены в государственной организации и общественных отношениях, неукоснительно исполняются органами власти и гражданами. Конституционализм становится как бы первым шагом, этапом на пути становления правового государства.

3. Существует много определений и концепций правового государства. В самом широком смысле правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Первые суждения о некоторых признаках правового государства встречаются в трудах античных мыслителей: Аристотеля, Цицерона и др. Основы концепции правового государства заложены во второй половине XVIIIв. Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом. В XIX-XXвв. конституционная проблема стала предметом политических и юридических исследований виднейших ученых Г. Еллинека, К. Шмитта, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева. Сам термин “правовое государство” окончательно утвердился в XIXв. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Появление правового  государства обусловлено развитием  самого общества и становится возможным  в “результате” вызревания и развития гражданского общества. Гражданское  общество представляет собой многообразие негосударственных взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это -сфера реализации частных интересов граждан, в которую не должно вмешиваться государство.

Обычно выделяют следующие признаки правового государства:

- верховенство правового  закона;

- обеспечение прав  и свобод личности;

- организация государственной  власти на основе принципа  разделения властей;

- правовая форма  взаимоотношений (взаимность прав, обязанностей и ответственности) индивида, общества и государства.

Однако представления  о том, каким должно быть правовое государство, в различных концепциях существенно отличаются. Обычно абсолютизируется один из признаков правового государства.

В классической либеральной  трактовке, характерной для западных устойчивых демократий, в первую очередь выделяется приоритет прав и свобод личности. Правовое государство рассматривается как тип государственной организации, соответствующий демократическому устройству политической системы, адекватный демократическому гражданскому обществу. Это демократическое конституционное государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и права личности, подчиняющем государство воле суверенного народа. Взаимоотношения в таком государстве определяются конституцией, которая выступает как бы “общественным договором” между народом и властью. В отношениях между государством и обществом приоритет принадлежит правам человека, которые могут быть нарушены государством. Поэтому граждане должны иметь реальную возможность защитить себя от произвола государственных органов власти. В этой трактовке, восходящей еще к Дж. Локку, государство как бы противостоит гражданскому обществу, которое выступает оборотной стороной правового государства. Данная трактовка в наибольшей степени соответствует эпохе свободной конкуренции и раннелиберального государства.

В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи  “свободной конкуренции”, возникают  и новые трактовки понятия  “правовое государство”. В XXв. становится все труднее провести грань между государством и обществом. С одной стороны, большее значение приобретает государственное регулирование экономической и социальной жизни общества, государство становится все более социальным, с другой - появление такого феномена, как “политическая система общества”, свидетельствует о том, что государство утратило свое монопольное положение как единственный инструмент политики, оно оказывается опутанным сложной сетью других общественно-политических институтов, которые формируются в среде гражданского общества, но являются элементами политической системы общества. Поэтому некоторые современные исследователи придерживаются мнения, что сама идея разделения социальной системы на правовое государство и гражданское общество применима лишь к ранней стадии развития капитализма и в наше время вообще неактуальна. А правовому государству в его классической либеральной трактовке стала противопоставляться концепция “социального государства”. 

Думается, что данный термин не утратил своего значения и в наше время. Особенно актуальность его сохраняется для посттоталитарных государств, строящих новую политическую систему. Однако данное понятие требует наполнения новым содержанием. Правовое государство означает более высокую ступень развития государства и общества, даже по сравнению с конституционным государством в его классической либеральной трактовке. Это государство, приобретшее новое качество, поднявшееся на более высокую ступень развития государственности. Это реально сложившиеся правовые взаимоотношения между государством, личностью и обществом, которые означают не противопоставление общества государству, а отношения партнерства между государством и обществом.

Следовательно, исторически  процесс формирования правового  государства состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства или меньшинства, (в то время как для демократического конституционного государства основным принципом является суверенитет народа). Можно сказать, что правовое государство - это правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Приоритет права означает установление зафиксированных между всеми сторонами правовых отношений, что особенно сложно между властью и правом в силу традиционного суверенитета власти и традиций попрания закона и в силу того, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом на законотворчество. Такая ситуация самоограничения долгое время представлялась противоестественной, негативная практика оказалась труднопреодолимой, поэтому требуется глубокое преобразование общества и его правосознания для формирования правового государства.

Формирование правового  государства может происходить  только одновременно на трех уровнях:

-государственном;

-общественном;

-личном.

На государственном  уровне этот процесс предполагает разработку конституционных документов и борьбу за введение конституционного правления, верховенство закона во всех сферах жизни  общества, утверждение приоритета права над государством, связанность законом самого государства и его органов, что исключает несвязанность любой политической деятельности основами права; эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности, адекватность самих законов необходимому правопорядку, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого; четкое разделение властей, разделение функций и полномочий государственных и негосударственных институтов, гарантированность государством прав и свобод граждан.

На общественном уровне правовое государство предполагает общее социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивили-зационных, технических и научных основ. Ни власть, ни право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если они не легитимированы обществом. Их легитимность, признание обществом обусловливают обязательность исполнения законов обществом, государством, исключают противоправную практику с обеих сторон. Это возможно только в условиях становления гражданского общества. Формирование гражданского общества является одним из главных условий формирования правового государства, а формирование правового государства - главным условием существования гражданского общества.

Основой реально  значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, но определенный личный уровень общей правовой и политической культуры граждан, господство в обществе и в сознании людей определенных демократических традиций, нравственных норм, определенного уровня самоконтроля, ответственности, самодисциплины и самоуправления.

Таким образом, можно  выделить следующие приоритетные направления  формирования правового государства:

1) превращение закона  в решающее средство управления  всеми сторонами жизни общества;

2) создание общественной  ситуации, при которой соблюдение  закона выгоднее, чем его нарушение,  что зависит от уровня правовой  культуры населения;

3) превращение правоохранительных  органов в рабочий механизм, активно  содействующий становлению правопорядка;

4) децентрализация  управления, развитие самоуправления  и самоорганизации общества.

Правовое государство  и гражданское общество формируются  совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства.

4. Социальное государство  явилось конструктивным ответом  на несовершенство “правового  государства” в его классической  либеральной трактовке. Провозглашение  в правовом государстве приоритета индивидуальной свободы, равенства прав граждан, невмешательства государства в дела гражданского общества не смогло оградить общество от глубокого социального неравенства. Это превращало конституционные права в формальные, а само понятие “демократическое правовое государство” делало во многом декларативным, обесценивало его. В результате формируется концепция социального государства или государства “всеобщего благоденствия”, главной целью которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале - сближение условий существования и жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами