Государство как субъект управления общественными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект управления общественными процессами.docx

— 75.42 Кб (Скачать документ)

§ 2. Общественные функции  государства и  виды / государственного управления

Государство существует не для того, , чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы  помешать ей окончательно превратиться в рай Н. А. Берляев

Функции государства - внутренние функции государства: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая - внешние функции государства: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, культурно-информационная, глобального сотрудничества - виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое - модели государственного управления: традиционная, рациональная, маркетинговая

Государство - важнейшее  политико-правовое явление, играющее определяющую роль в жизнедеятельности людей. С ним практически связано  становление и развитие человеческой цивилизации. Сущность общественной роли государства состоит в том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю всех граждан, оно оказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на все общество. Поэтому можно назвать два аспекта, которые определяют степень реализации государством своих общественных функций. Один - показатель того, насколько государство воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, второй -того, как оно практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие общества.

Государство как  универсальная организация общества решает общественно значимые дела, управляя многообразными сферами жизни  общества в интересах всех граждан. В этом смысле государство располагает  такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы только во имя общего блага, в интересах всего общества. Государство является институтом, по своей сущности призванным обеспечивать соблюдение общих интересов. Платон в свое время дал следующее определение политики: “Политика - это искусство жить вместе”, подчеркнув важную интегрирующую функцию государства, государственной политики, которая объединяет общество с неоднородными политическими и экономическими интересами, направляя его на реализацию общезначимых целей.

Государство одновременно выступает как социально-политический арбитр в обществе. В этом одна из специфических черт данной организации. Роль государства-арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого и отдельные личности имеют собственные несовпадающие интересы. Отсюда возникает необходимость личностей и групп в арбитре, который устанавливал бы общие правила распределения общественных ценностей: богатства, здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.п., наблюдал бы с правом вмешательства в это распределение, корректировал бы его с учетом социальной справедливости и стабильности в интересах всего общества. Особенность социально-политического арбитража государства состоит в том, что оно осуществляется в качестве контроля от имени всего общества, в интересах самого общества. В этом смысле государство является социально нейтральным институтом, противостоит любому влиянию и нейтрализует попытки оказывать на него воздействие. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство предоставляет определенные гарантии одним (пособия, пенсии) и устанавливает ограничения для других (например, максимум землевладений, которые установлены в Японии, Египте и др.). Государство является арбитром в разрешении споров (национальных, классовых, религиозных и др.), ищет формы компромиссов, которые сохраняли бы основы социальной системы. Арбитражный вектор подвижен и зависит от конкретной ситуации.

Наконец, государство  для реализации своих общественных функций осуществляет легитимное право  на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. В экстраординарных случаях острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются деятельность определенных партий и объединений, митинги, демонстрации, если они дестабилизируют обстановку в стране, и т.п. Легализованное насилие выражается от имени всего общества и применяется к тем лицам и организациям, которые нарушают установленные в законодательстве правила поведения.

Общественная роль, которую играет государство в  управлении делами общества, решая  основные вопросы общественного  развития, реализуется через функции  государства, направленные в конечном счете на удовлетворение разнообразных интересов как отдельных личностей, элит, социальных групп, так и всего общества.

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  назначение государственного управления общественными делами.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами. В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции  государства - это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества:

экономическая - выработка  и координация государством экономической  политики, т.е. стратегии и тактики  экономического развития страны в оптимальном  режиме; регулирование отношений  между гражданами и их организациями  в экономической жизни общества;

политическая - регулирование  отношений между гражданами, социальными  группами, классами нациями в связи  с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных  групп общества;

социальная - выработка  социальной политики государства, обеспечение  нормальных условий жизни для  всех членов общества, регулирование  отношений между гражданами, социальными  группами по поводу их места в обществе;

правоохранительная - установление и охрана правопорядка; деятельность по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами, например, такими как: правотворчество, правоприменение, организационно-правовые методы, борьба с правонарушениями и т.п.;

экологическая - в  последнее время выдвигается  в разряд основных функций государства - регулирование деятельности людей  в области использования окружающей среды.

Внешние функции  государства - это основные направления деятельности государства на международной арене:

оборонная ~ защита государства  от внешних угроз и военной  агрессии;

дипломатическая - поддержание  приемлемых отношений с другими  государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

внешнеэкономическая - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами  и группами государств на международной  арене, участие в международном  разделении труда, обмене новейшими  технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;

внешнеполитическая - это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права  с целью исключения глобальных конфликтов;

культурно-информационная - взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

глобального сотрудничества - сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и  т.п.)

Многие функции  государства независимы от его природы, например защита от внешних угроз. Для других функций государства основой выступают социальная сущность государства, его целевые ориентиры.

В целом государство  выполняет разнообразные функции  по поддержанию жизнедеятельности  общества. И все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента можно сказать, что функции государства — это совокупность функций управления. Основными управленческими функциями государства являются руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума, упорядочения его структуры и деятельности, обеспечения безопасности граждан, создания оптимальных условий для их всесторонней жизнедеятельности.

Специфику государственного управления обусловливают характер и объем охватываемых этим управлением  общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия - решение общих дел, мобилизация общества на достижение общезначимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп.

Отличительная особенность  использования средств и методов государственного воздействия - возможность легитимного принуждения с помощью сил правоохранительных государственных органов.

Государство, будучи сложным (по элементному составу  и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойство системности. Без этого свойства государственное управление не может состояться. В нем задействовано множество государственных органов и других структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность государственного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Организованная целостность во всем богатстве элементов и свойств системы государственного управления особенно актуальна для практики государственного управления. Не случайно самые большие трудности вызывает не познание государственного управления, а его применение.

Системный подход к  изучению государственного управления позволяет осмыслить его как  функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

1) система управляющая  - государство как определяющий  субъект управления;

2) система управляемая  - общество в целом и его  компоненты, подверженные государственному  воздействию как объекты управления;

3) система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.

Субъектно-объектная  зависимость составляет сущностную характеристику государственного управления. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства. От субъекта исходит информация (командная информация), от объекта поступает информация обратной связи (реакция на команду).

Управляющая система  в ее институциональном и структурно-функциональном оформлении в свою очередь предстает  как совокупность государственных  органов и организаций с различной  степенью власти и компетенции.

Государственное управление отличает возможность использования  всех существующих в обществе разнообразных  ресурсов: материальных, интеллектуальных, социальных, информационных, силовых, демографических и т.д.

В зависимости от различных критериев (уровня, области, характера и объема управления) можно выделить различные виды государственного управления — совокупность способов и методов управления, которые использует государство.

Основополагающим  в государственном управлении является уяснение роли и места человека и общества как объектов управления. Всякое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления. Интенсивность прямой и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. По этому критерию можно различать демократический и авторитарный характер государственного управления. Если преобладают прямые связи управления (командная информация), а механизм обратной связи слабо развит или практически блокирован, - можно говорить об авторитарном управлении. Если механизм обратной связи хорошо развит наряду с прямой, - можно говорить о демократическом управлении.

По характеру взаимоотношений  центра (центральных органов власти) и | регионов (органов власти национально-территориальных  и административно-территориальных  единиц) различают субординационное и координационное управление.

Координационное управление реализуется в форме федерации  или конфедерации, когда наряду с  едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью.

Субординационное  управление базируется на административном подчинении периферии центру, воздействии  на нижестоящие органы управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов  управления, что характерно для унитарных  государств.

По критерию использования  форм собственности выделяют: федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное и частное (корпоративное) управление.

По воздействию  на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое (функциональное) управление предполагает наличие вертикали  соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через отраслевые министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. При переходе к постиндустриальному развитию отмечается снижение роли отраслевого управления, так как развитие высоких технологий требует межотраслевого управления. На первый план выходят государственные корпорации, действующие на акционерной основе (РАО“ЕЭС России”, “Российская металлургия” и др).

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами