Государство как субъект управления обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика в зарубежных странах.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

Введение

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие  в социальной сфере, напрямую связаны  с развитием экономической и  политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные  основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с  реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают  глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как  социальная. Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан. Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечали, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики.

Цель данной работы: рассмотреть социальную политику в зарубежных странах и в России.

Задачи курсовой работы: раскрыть сущность понятия  «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; выявить особенности социальной политики в переходный период.

I. Сущность, содержание  и цели социальной  политики

1.1 Сущность, общие положения,  субъекты и цели  социальной политики

Социальная политика -- это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения  социального положении населении  в целом и составляющих его  классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, паромы, население города, поселки, региона и т.п.).

Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:

1. Общественное  устройство (общественный строй), в  котором закреплено генеральное  распределение ролей в обществе, в первую очередь разделение  на эксплуататоров и эксплуатируемых,  господ и подчиненных.

2. Власть в  обществе как способ поддерживания  социальной устойчивости. Существенно важен тип доминирования господствующих классов по власти, варьирующий от прямой диктатуры до социального партнерства.

3. Власть в  хозяйстве (собственность). Собственность  это властно-хозяйственные отношения,  т.е. разделение на тех, кто  принимает в хозяйстве самые  важные, а то и все решения  и тех, кто обязан их только  исполнять. В распределении имущества  это разделение на господ и  подчиненных отражается и закрепляется. Но основными, определяющими в  собственности являются неимущественные,  а именно властно-хозяйственные  отношения.

4. Экономические  условия -- комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Сюда относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования, здравоохранения, обеспечение жилищами, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.п.

5. Экологическая  безопасность (уровень экологических  опасностей как в природной среде, так и в поселениях, и к сфере производства).

6. Защищенность  от социальных опасностей (социальная  защищенность) тот общественный  порядок, в котором субъекты  могут опираться на общественный  строй при выдвижении требований  по улучшению или отстаиванию  своего положения в обществе.

Параметры социального  положения - конкретные измерители социальною положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной  определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом  социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый  рубеж).

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению ее содержания, т.е. тех важнейших  общественных процессов, которые и  составляют социальную политику.

Для содержательного  раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс  взаимодействия социальных трупп в  нескольких важнейших аспектах:

кто реально  участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих  и социально пассивных субъектов;

состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

решающие параметры  их социального положения;

их самые важные современные социальные проблемы;

место государства  в социальной политике;

цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные  приоритеты;

конкретно-историческое соотношение социальных сил;

сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального  развития;

степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы  его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры -- социальных групп Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Субъекты социальной политики -- это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры.

Создаются классовые  политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие  лица социальной политики, ее субъекты.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие  в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в  этой сфере.

Главным субъектом  социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика - действия государства  в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими  обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими  усилиями, финансовыми ресурсами  и рассчитанные на определенные этапные  социальные результаты.

Следующая содержательная характеристика социальной политики -- система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной политики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов  являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные -разве что объекты социальной политики.

В демократическом  обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества. 

1.2 Функции и  основные задачи социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более  или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые  и составляют се реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния  и потребностей улучшения общественного  положения, общественных условий жизни  различных социальных групп. Обозначим  основной круг функций социальной политики.

1) обеспечение  социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть  разной в разных обществах,  она может качественно меняться  в истории одного и того  же общества в результате революций  и революционных реформ. Но она  должна обладать свойствами устойчивости  и самовозобновляемости и динамичности, иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности ее разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путем реформ и революций.

2) обеспечить  политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае, меняется классовый тип власти, становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, по уже новой власти.

3) обеспечение  такого распределения власти  в хозяйстве (собственности), которое  признавалось бы большинством  справедливым, не требующим борьбы  за передел.

4) налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического  эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов и решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5) обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня экологической  безопасности.

6) обеспечение  обществом и государством необходимом  и достаточного уровня социальной  защищенности как населения в  целом, так и каждой из его  социальной групп.

1.3 Модели социальной  политики: основные принципы построения

Современный мир  живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования.

Социальная политика в достаточной мере структурированная  гиперсистема, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т.д.

Структурная целостность  социальной политики определяется:

выбором обществом  стратегических целей и задач  социального развития, социальных приоритетов;

единым законодательством, формулирующим целостное социальное пространство для всех слоев населения;

протекционизмом государства и иных субъектов  социальной политики по обеспечению  финансирования социальной сферы;

единой социальной инфраструктурой, единым кадровым и  информационным обеспечением.

В качестве объекта  деятельности системы «социальная  политика» выступает все население  страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.

Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения  граждан. 

Информация о работе Государство как субъект управления обществом