Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Коми выявление недостатков и выработка рекомендаций по их оптимизации.

В задачи курсовой работы входит:

Изучение понятия инвестиций их видов;

Изучение федеральной и региональной законодательной базы инвестиционной деятельности ;

Анализ инвестиционной деятельности в Республике Коми;

Объектом исследования является законодательство Республики Коми в сфере инвестиций .

Предмет исследования – анализ инвестиционной деятельности Республики Коми.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие инвестиций. Основные правовые аспекты инвестиционной деятельности. 5
1.1.Сущность и формы инвестиций. 5
1.2.Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории Российской федерации. 8
1.3.Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми. 12
2. Анализ инвестиционной деятельности
в Республике Коми. 18
3. Направления совершенствования инвестиционного законодательства. 25
Заключение. 29
Библиографический список . 32
Приложение. 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая Госрегулирование инвестиционной деятельности РФ.doc

— 511.50 Кб (Скачать документ)
 

    Данные  представленные в таблице  показывают, что инвестиции между видам экономической деятельности распределены крайне неравномерно. В 2006 году 80% инвестиций  приходилось на 2 отрасли, 52,5% - доля  инвестиций в транспорт и связь , 25,6% - добыча полезных ископаемых.  За период   2004- 2006 гг. структура инвестиций несколько изменилась. Выросла на 40% выросла доля инвестиций приходящаяся на транспорт и связь. Почти на 31% уменьшились доля инвестиции в добычу полезных ископаемых , в 2004  году она составила 33,5%, в 2006 – 25,6%.   По сравнению с 2004 годом доля обрабатывающих производств снизилась почти на  50%  и составила 7,5% инвестиций. Доля инвестиций в строительство в 2006 году оставила 3,5%.

    В 2006 году 60% инвестиций в основной капитал  освоены двумя городами Республики Коми ( Ухта – 30795,2 млн.р., Усинск  - 11961,8 млн.р. ) На столицу Республики Коми Сыктывкар пришлось 9483,6 млн.р. – это 13% от общего объема инвестиций. Среди районов наиболее привлекательным остается   Княжпогостский район,   в 2006 году сумма инвестиций составила 2800,1млн.р. – это 4% от всех инвестиций . 91%   инвестиции  в основной капитал осваиваются городами Республики Коми и лишь 9%  районами.

    Что касается финансовых вложений организаций, то в 2006 году сумма уменьшилась  по сравнению с предыдущим   годом на 37% и   составила 22396,3млн.р. Из них  63% - это долгосрочные вложения, а 37% соответственно краткосрочные. Основным направлением  долгосрочных вложений были    паи и акции других организаций, в 2006 году их доля составила 46% от суммы всех финансовых вложений. Среди краткосрочных можно выделить   предоставленные займы и прочие вложения , их доли составили по 15% .За период  2000-2006гг. структура финансовых вложений сильно менялась. В период до 2003 года доля краткосрочных вложений превышала долгосрочные, а в 2003 году   71%  составили долгосрочные вложения, на следующий же год  76% - это доля краткосрочных вложений.

    Что касается распределения по городам  и районам в 2006 году , то 92% финансовых вложений  или 29362,3 млн.руб.  было освоено  Усинском. На  столицу Сыктывкар пришлось 5% от суммы вложений или 1517млн.руб.

    Основными источниками для финансовых вложений в 2005 году были заемные средства (84% ), тогда как в 2000 году на них приходилось 53%.

    В отраслевой структуре финансовых вложений в 2006 г.наибольшая доля долгосрочных и краткосрочных вложений осуществлена организациями , занятыми добычей полезных ископаемых – 66,4%. 12% пришлось на транспорт и связь и 5% составили организации , занятые строительством.

      Положительную роль в повышении инвестиционной привлекательности Республики Коми играют меры, предпринимаемые Правительством Республики Коми по поддержанию и повышению международного кредитного валютного рейтинга Республики Коми. Одной из таких   мер является проведенный 16 ноября сего года  Северный инвестиционный форум. Организаторы данного форума представили публике практически все самое ценное, что имеется в экономике республики. Власти сделали большую ставку на это мероприятие, постаравшись подать «товар» лицом и найти на него как можно больше инвесторов-покупателей. [22]По результатам работы Правительства Республики Коми с рейтинговым агентством «Fitch Ratings» 13 июня 2007 г. агентство «Фитч Рейтингз» изменило прогноз по международному и национальному долгосрочным рейтингам Республики Коми со «Стабильного» на «Позитивный». Долгосрочный и краткосрочный рейтинги республики по международной шкале подтверждены на уровне «ВВ-» и «В» соответственно. Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «А+(rus)». 
 
 
 
 
 

3. Направления совершенствования инвестиционного законодательства.

 

Одним из основных факторов , препятствующих ускоренному росту объемов   инвестиций в России, является наличие  недостатков в правовом регулировании  целого ряда ключевых вопросов, возникающих  в процессе подготовки и реализации инвестиционных проектов.[16]

Среди основных недостатков можно выделить следующие:

  • Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
  • Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем при этом отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.[19]
  • Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение.
  • Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
  • Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, в  частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Это обусловлено тем, что ряд органов финансово-экономического блока не несет полноты ответственности за выполнение программ социально-экономического развития, на которые направлены инвестиции.
  • Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован от того, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
  • Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется.[17]
  • Согласно существующим  сегодня различным законам, связанным с регулированием иностранных инвестиций в России, страхование риска инвестиционной деятельности практически не осуществляется. Риск потерять капиталовложения, не связанные с экономической деятельностью, не контролируется в нашей стране, хотя одним из положительных факторов, позволяющих привлечь иностранные инвестиции , является как раз страхование рисков в инвестиционной деятельности.

       Таким образом политика привлечения  инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны  заложить основу устойчивого притока капитала.

        Среди этих требований можно  выделить следующие:

  • стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности;
  • разграничение компетенций государственных органов  при решении вопросов инвестирования, устранение дублирования  со стороны различных ведомств,  максимальное приближение к  осуществлению принципа «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов.
  • координация действий органов, ответственных за финансирование инвестиционных проектов;
  • создание гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в развитии экономики.
  • разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
  • введение конкурентоспособного уровня налогов тарифов и льгот;
  • введение системы дополнительных льгот для инвестиций в критически  важные отрасли экономики. Предоставление льгот  без учета приоритетов малопродуктивно;
  • более активная реализация мер стимулирования инвестиционной деятельности, включая организацию конкурсов инвестиционных проектов, разработку и обоснование экономических регуляторов  инвестиционной деятельности (налогов и сборов, льгот, инвестиционных налоговых кредитов, платежей за землю и ресурсы и т.д.)
  • организация комплексной программы  страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
  • мониторинг и контроль мероприятий по управлению инвестициями;
  • реализация комплекса мероприятий маркетинга  на уровне регионов, направленных на увеличение информированности внешних инвесторов об инвестиционной  привлекательности региона, проведение имиджевой политики ,направленной на увеличение открытости  в глазах сторонних инвесторов.

    Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке посредствам инвестиционных капиталов. Предложенные  выше меры формирования благоприятного инвестиционного климата должны способствовать преодолению барьеров на пути инвестиционных капиталов. 
 
 

   Заключение.

    Инвестиции  играют важную роль  в экономике  любой страны. Для России на нынешнем этапе  ей развития  они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.

    Согласно  ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ" и закона "Об иностранных  инвестициях в РФ" инвестицией  считается вложение средств в объекты предпринимательской и других  видов деятельности, целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.

    Правовое  регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми», постановлениями Правительства «О порядке принятия решений о финансировании инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми», «О порядке отбора и оценки эффективности планируемых и реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инвестиционных проектов»  и «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми».   

    В 2005-2006гг наблюдались наиболее высокие  объемы поступлений инвестиций в  экономику Республики Коми. В 2006 году от  иностранных инвесторов поступило 321 млн.долларов США, из них на долю прямых инвестиций приходилось 36%.Основная масса иностранных инвестиций продолжает поступать в составе прочих инвестиций , осущестляемых на возвратной форме. Приоритетным  объектом вложений  является целюлозно-бумажное производство. Основной страной инвестором на протяжении последних пяти лет остается Австрия.  Сумма инвестиций в основной капитал в 2006 году составила 74364,4 млн.рублей – это на 35,2% больше чем в предыдущем году. Из них 61%- это  заемные средства, соответственно 39% - собственные.80% инвестиций пришлось на две отрасли,52,5 – транспорт и связь, 25,6- добыча полезных ископаемых. Исключение составляют финансовые вложения организаций по сравнению с 2005годом их сумма уменьшилась на 37% и составила 22396,3 млн.рублей. Из них 63%- долгосрочные вложения, 37% - краткосрочные. Основным источником для финансовых вложений были заемные средства. В отраслевой структуре финансовых вложений в 2006 г.наибольшая доля долгосрочных и краткосрочных вложений осуществлена организациями , занятыми добычей полезных ископаемых – 66,4%. 12% пришлось на транспорт и связь и 5% составили организации , занятые строительством.

      По результатам работы Правительства  Республики Коми с рейтинговым  агентством «Fitch Ratings» 13 июня 2007 г.  агентство «Фитч Рейтингз» изменило прогноз по международному и национальному долгосрочным рейтингам Республики Коми со «Стабильного» на «Позитивный». Долгосрочный и краткосрочный рейтинги республики по международной шкале подтверждены на уровне «ВВ-» и «В» соответственно. Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «А+(rus)».

    Для роста потока инвестиционного капитала как в страну так и регион, необходимо создание благоприятного инвестиционного  климата, а для этого нужно  устранить недостатки в регулировании  инвестиционной деятельности.

    К основным недостаткам можно отнести  следующие:

Нестабильность  законодательства;

Существование огромного количества подзаконных  нормативных актов, многие из которых  дублируют друг друга и отсутствие системы их применения;

Нарушение  исполнительными органами законодательства особенно касающегося льгот;

Недостаточная защищенность инвестора от экономических  преступлений и коррупции;

Отсутствие  в России законодательства  связанного с регулированием страхования риска  инвестиционной деятельности.

Для решения  данных проблем необходимо:

    • стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности;
    • разграничение компетенций государственных органов  при решении вопросов инвестирования, устранение дублирования  со стороны различных ведомств,  максимальное приближение к  осуществлению принципа «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов.
    • разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
    • введение конкурентоспособного уровня налогов тарифов и льгот;
    • введение системы дополнительных льгот для инвестиций в критически  важные отрасли экономики. Предоставление льгот  без учета приоритетов малопродуктивно;
    • организация комплексной программы  страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
    • мониторинг и контроль мероприятий по управлению инвестициями;
    • реализация комплекса мероприятий  маркетинга  на уровне регионов.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Коми