Урбанизация в Республике Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание

С 1991 г. в России начался системный урбанизационный кризис – городское население сокращается, а сельское растет. Многие города приходят в упадок. Особенно тяжелое положение в монопрофильных городах, где градообразующую сферу формируют предприятия одного профиля, т.к. при закрытии градообразующих объектов – под угрозу ставиться само существование города. Большие проблемы возникают в городах расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, поскольку себестоимость продукции на севере значительно выше.

Работа состоит из  1 файл

урбоРКтекст.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

   Сыктывкарский Государственный Университет 

   Химико-биологический  факультет 

   Кафедра экологии 
 
 
 
 
 
 

    Реферат

    По  предмету «Урбоэкология» 

    на  тему: «Урбанизация в Республике Коми» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: Бойко И.А. студент гр.244 

         Преподаватель: к.б.н. Ракин А.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Сыктывкар 2009

 

   Введение

   С 1991 г. в России начался системный урбанизационный кризис – городское население сокращается, а сельское растет. Многие города приходят в упадок. Особенно тяжелое положение в монопрофильных городах, где градообразующую сферу формируют предприятия одного профиля, т.к. при закрытии градообразующих объектов – под угрозу ставиться само существование города. Большие проблемы возникают в городах расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, поскольку себестоимость продукции на севере значительно выше.

   Кризис  затронул и Республику Коми, в период с 1990 по 1995 гг. численность городского населения уменьшилась на 76,9 тыс. человек или на 8 %. Население всех северных городов в 1990-е гг. сокращается (растет лишь в столице - г. Сыктывкаре). Самая сложная ситуация сложилась в Инте и Воркуте - центрах угольной промышленности. В условиях 1990-х гг. эти производства оказались мало рентабельными, многие шахты пришлось закрыть. Все это приводит к росту безработицы, падению уровня жизни, ухудшению социальной обстановки, сложностям с обслуживанием жилого фонда, объектов инженерной и социальной инфраструктуры. К усилению нестабильности жизни в северных городах приводит и то, что все чаще на повестку дня в государстве ставятся вопросы о правомерности северных надбавок. Кроме того, многие ведомственные объекты оказались «сброшенными» на муниципалитеты, у которых нет денег на их обслуживание. Государство вынуждено вырабатывать особую политику для решения проблем севера. Одним из механизмов решения «северной проблемы» является программа переселения жителей в другие регионы страны. Однако, в Республике, и в целом по стране, она работает крайне неэффективно.  

   Процесс урбанизации в  РК в ХХ веке. 

В   1897  г. 97,4  %  населения Коми  края было сельским. Все городское население края размещалось в двух  городах -  административных  центрах Усть-Сысольского и Яренского уездов. Численность наличного населения Усть-Сысольска составляла 4464 человека, Яренска - всего 993 человека. Большинство сельских населенных пунктов края было малочисленным, лишь 51 сельское поселение имело численность свыше 500 человек.

   Образование после Октябрьской революции АО Коми (Зырян) не внесло существенных изменений в патриархальную жизнь края. К 1926 г. удельный вес сельского населения практически не изменился по сравнению с 1897 г., составив 95,5 % от общей численности населения Автономной области. Только в 1929 г. здесь появилось второе (после Усть-Сысольска) городское поселение - рабочий поселок Нювчим.

Ориентация на индустриальное развитие с опорой на труд насильственно переселенных (заключенных и ссыльных) способствовало увеличению доли городского населения Коми АССР в 1939 г. до 9,1 %. К этому времени в республике имелись 1 город, 3 рабочих поселка и 1218 сельских населенных пунктов.

В связи  с расширением масштабов разработки и переработки нефти, газа, угля и  древесины, новым промышленным строительством в 1940-50-е гг. преобладающим в республике постепенно становилось городское  население, на долю которого в 1959 г. приходилось уже 59,3 % всего населения Коми АССР. Лишь четверть сельских населенных пунктов республики имела число жителей более 200 человек.

   В ходе форсированного развития республики в 1930-1950-е гг., сопровождавшегося активной миграцией населения, шло формирование многонационального населения, в результате доля титульной нации резко снизилась. Это создает определенные проблемы, связанные с сохранением самобытных черт и традиций коренного этноса.  

   К середине 1920-х гг. территория Коми края была слаборазвита в экономическом отношении, являясь аграрным, а не промышленным регионом. В 1926 г. доля городского населения составляла всего 4,4 %. Но к концу 1920-х гг. на территории Коми были открыты месторождения различных природных ископаемых – нефти, асфальтитов, радия и пр. В условиях разворачивающейся индустриализации проблема ресурсов являлась очень актуальной. Наличие природных ресурсов, жизненно необходимых СССР, сыграло доминирующее влияние при освоении центральных и северных районов Коми АССР.

   Освоение  территории республики в исследуемый  период носило «целенаправленный, жестко-регламентированный характер», все развитие определялось постановлениями центральной власти. Большое внимание уделялось добывающей промышленности, причем ее развитие осуществлялось силами исправительно-трудовых лагерей МВД СССР, т.к. постановлениями партии все конкретные действия по развитию природных ресурсов были доверены исключительно ОГПУ.

   Прибытие  Ухтинской экспедиции ОГПУ и основание поселения Чибью ознаменовало собой начало нового лагерного метода освоения территории республики, который предполагал создание исправительно-трудовых лагерей, завоз и использование на всех работах труда заключенных. Всего же в разное время на территории республики действовало девятнадцать лагерных структур.

   Развитию  градообразующих производств предшествовал  подготовительный период, связанный с организацией работ, подбором квалифицированных кадров, созданием базы промышленного строительства, научным изучением естественных условий севера. Это приводило к концентрации в определенных местах значительных масс населения (как вольных, так и заключенных), и возникновения большого числа населенных пунктов в практически не освоенных до этого северных районах Коми АССР. Таким образом, можно говорить о лагерной урбанизации, которая являлась частью процесса освоения республики.

   Дальнейшее  развитие промышленного производства, еще большая концентрация населения и создание непроизводственной сферы для обслуживания этого населения привели к тому, что в 1940-1950-е гг. роль некоторых рабочих поселков в экономике республики становится весьма весомой, и они стали превращаться в города. 20 и 26 ноября 1943 г. Ухта и Воркута получили статус города, в 1949 г. - Печора, в 1954 г. – Инта, в 1955 г. – Сосногорск (до 1957 г. г. Ижма). К моменту создания рабочих поселков и городов в них проживало немногочисленное вольное население, в основном это были работники лагерных хозяйственных комплексов. В новообразованных городах количество заключенных намного превышало свободное население.

   У каждого города с самого начала была своя экономическая специализация. Градообразующими производствами для Инты и Воркуты была угледобыча, для Ухты – нефтедобыча и переработка, для Печоры – водный и железнодорожный транспорт, для г. Сосногорска – железнодорожный транспорт и газопереработка. Специализация отражалась на темпах и характере роста городов. Так Воркута и Ухта с самого начала были крупнее всех остальных, и в силу специфики и важности, производимых ими работ росли быстрее остальных.

   Прежде  всего, нужно отметить резкий рост численности населения (в 2,6 раз с 1926 по 1955 гг.), в основном за счет миграции. Процесс урбанизации сопровождался стремительным ростом численности (в 59 раз с 1926 по 1960 гг.) и доли городского населения (в 13,6 раз с 1926 по 1959 гг.). В 1930-1950-е гг. характерно сокращение доли коренного населения (с 92,3 % в 1926 г. до 30,1 % в 1959 г.) в связи со значительными масштабами миграции, главным образом русского населения. В результате русские стали самым многочисленным населением республики (с 6,6 % в 1926 г. до 48,6 % в 1959 г.). Количество городов в изучаемый период увеличилось в 6 раз, тогда как в целом по стране их количество увеличилось примерно в 2 раза. Поэтому применительно к урбанизации и сопровождавших ее демографических изменениях можно говорить о сверхускоренном характере данного процесса.

   Большая часть жителей новых городов  являлись заключенными. Помимо этого основного канала формирования населения городов, были и второстепенные – направление в Коми АССР по путевке ГУЛАГа, по распределению по окончанию учебного заведения, на спецпоселение, часть населения прибывала по собственному желанию.

   Таким образом, освоение территорий Коми АССР пошло путем масштабной колонизации и широкого освоения. «Покорение севера» проходило в рамках экстенсивного развития экономики и тоталитарного политического режима. Советские ученые отмечали, что практика освоения советского севера путем «широкого освоения и прочного заселения» является экономически более эффективной, чем западный опыт. Однако это утверждение более чем сомнительно. Практика градообразования в Коми АССР выявила крупные просчеты, пожалуй, главным из них являлось то, что создание городов на севере республики не было научно обосновано, и с экономической точки зрения, и с точки зрения стратегии их дальнейшего развития.

   Создание  надежной транспортной инфраструктуры в исследуемый период приобретало важное экономическое значение и являлось одним из важнейших факторов развития производительных сил и производственной инфраструктуры северных городов. Создание железнодорожного и развитие водного транспорта сыграло градообразующую роль для таких городов как Печора, Сосногорск, а также стимулировало развитие всех остальных городов и поселений в Коми АССР. Другие виды транспорта в меньшей степени повлияли на развитие рабочих поселков и городов.

   Развитие  транспортной инфраструктуры привело к росту темпов урбанизации республики. В частности СПЖД сыграла особенно большую роль в процессе освоения северных территорий, создания и развития населенных пунктов. В связи со строительством дороги, на ее пути в конце 1930-нач. 1940-х гг. возник 21 населенный пункт. Некоторые из них стали впоследствии городами (Печора, Сосногорск).  

   В целом за 1930-1950-е гг. была создана единая транспортная система, которая связала северные города между собой и республику со всеми остальными регионами страны. Развитие транспортной инфраструктуры являлось длительным процессом, который не был завершен к середине 1950-х гг., и сопровождался преодолением многих недостатков и трудностей. Так однобокое решение транспортной проблемы, нацеленное только на производственную необходимость привело к тому, что до сих пор некоторые города не имеют автомобильного сообщения с центральными и южными районами республики, а только железнодорожное и воздушное.

   С созданием и развитием транспортной инфраструктуры не все проблемы развития промышленности были решены. В ходе освоения территории важную роль играло создание промышленной инфраструктуры. Появление новых отраслей и новых промышленных производств было не возможно без организации множества не менее важных сопутствующих промышленных предприятий. Поэтому создание собственной энергетической, строительной и ремонтно-механической баз было необходимым условием для дальнейшего развития градообразующих производств, и городов в целом.

   Однако  создание градообразующих производств  – угледобывающих, нефтедобывающих и т.д. - явно намного опережало развитие сопутствующей производственной инфраструктуры, что зачастую становилось тормозом для дальнейшего поступательного развития. В результате недостатков в планировании, отсутствия перспективных долгосрочных планов, при введении в строй новых промышленных мощностей из виду упускались моменты, связанные с тем, что имеющиеся вспомогательные промышленные предприятия уже не будут отвечать потребностям основного производства.

   В целом, задача, определенная в постановлениях партии для хозяйственных субъектов северных районов Коми АССР, стать самодостаточными хозяйственными единицами к середине 1940-х гг., была выполнена. Были созданы все необходимые предприятия энергетической, строительной и ремонтно-механической отрасли. Развитие вспомогательной производственной инфраструктуры происходило в ускоренном темпе, поскольку ее недостаток лимитировал объемы основного производства. Ремонтно-механическая, энергетическая и строительная базы работали в первую очередь на развитие градообразующих производств. Появление сопутствующих промышленных предприятий намного опережало создание градообслуживающей сферы.

Градообслуживающая  сфера городов на севере Коми АССР формировалась медленно. Важной особенностью формирования являлось то, что темпы развития социальной сферы были ниже, чем производственной.

В целом  можно констатировать, что в ходе урбанизационного развития на севере Коми АССР в изучаемый период были созданы новые отрасли промышленности, появилось пять новых городов, а численность городского населения увеличилась в 59 раз. В результате Коми АССР стала в один из самых высокоурбанизированных регионов СССР.

   Процесс урбанизации был напрямую связан с индустриальным освоением северных территорий «лагерным» методом, поскольку  руководство процессом было поручено непосредственно МВД СССР. Форсированная индустриализация северных районов обусловила значительный приток населения, и как следствие, возникновение новых поселений в местах, где раньше не было крупных населенных пунктов. Все поселения в этот период возникали вблизи создающихся производств и имели четкую промышленную специализацию.

Информация о работе Урбанизация в Республике Коми