Правовые основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание

В целях приведения системы цен в соответствие с требованиями интенсивного развития народного хозяйства и превращения ценообразования в действенный инструмент осуществления социально - экономической политики народа необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию ценообразования в условиях перестройки хозяйственного механизма.

Содержание

1. Общие цели и задачи ценообразования в условиях товарно - денежных отношений.


Экономическое содержание стоимости и цены результатов труда.



3. Основные функции цен



4. Существующая система классификации видов цен



5. Классификация цен по характеру экономического оборота



6. Экономическое содержание кооперативных и договорных цен



7. Классификация цен по временному и пространственному признакам



8. Этапы процесса ценообразования



9. Должностная инструкция

1. Общие положения

2. Функции

3. Должностные обязанности

4. Права

5. Ответственность

Работа состоит из  1 файл

Правовые основы ценообразования..doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

3. Плановая цена служит  интересам развития хозрасчетной  самостоятельности предприятий,  так как через цену происходит  возмещение материальных затрат  и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность плановых и  рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью  цен выявляется и измеряется стоимость  товаров. Цена является средством измерения  и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В третьих, цена выполняет  и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

В четвертых, цена является одним из действенных средств  воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен  дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и  всего совокупного общественного  продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное  соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

Стимулирующая функция  плановых цен проявляется через  механизм приближения цен к общественно  необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного .расчета.

 

Распределительная функция  цены выражается в том, что структура  стоимости товара позволяет в  зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения' и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое,-когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.

Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму средств от данного владельца другому можно с помощью денег, финансовой системы.

Функция перераспределения  национального дохода с помощью  цен наиболее ярко проявляется в  ценах на различные товары, когда  эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые  виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

Цена используется в  качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

Сущность этой функции  состоит в том, что установление сбалансированности между спросом  и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция .играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

С помощью планового  регулирования производства осуществляется или рост, или сокращение предложения  товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых  по розничным ценам, правовое государство  для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.

При этом следует учитывать потребительские  качества товара и интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной  оценке общественной потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их производство. Исходя из интересов потребителя, можно наилучшим образом достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

Необходимо ориентироваться на обеспечение высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.

Учитывая возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и неизбежное увеличение потребления  одних товаров при сокращении спроса на другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов- потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом.

Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен. Отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма.

 

4. Существующая система  классификации видов цен.

 

В современных условиях цены опосредуют различные стадии общественного  воспроизводства, выполняя соответствующие функции на каждой из этих стадий. Разные этапы воспроизводственного процесса обслуживаются различными видами цен. Более того, на каждой стадии процесса воспроизводства используются соответствующие виды цен: оптовые, розничные, рыночные, постоянные или сезонные, государственные, кооперативные, договорные и т. п.

Все многообразие цен  составляет некоторое единство, поскольку  главное, что их объединяет, - это  их органическая связь и взаимозависимость  от стоимости, общественно необходимых затрат труда. К тому же между кажущимся разнообразием цен существует их строгая соподчиненность. Важным организующим фактором взаимосвязи различных видов цен является принадлежность всех видов цен к числу важных экономических инструментов хозяйственного механизма. И если происходит изменение составных элементов цен в государственном или кооперативном секторе, - это незамедлительно оказывает влияние на всю систему цен. Допустим, произошло изменение цен на железную руду, в результате должны измениться цены на чугун, сталь, прокат и т. д. Но это происходит не всегда, цены не изменяются только в том случае, когда изменения незначительны и не выходят за пределы допустимых границ. В этом проявляется одна из особенностей плановых цен. В таком случае цена выступает в качестве норматива длительного действия в определении величины общественно необходимых затрат на единицу производимого продукта.

Единая система цен  представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих народное хозяйство в целом, отдельные отрасли производства, а также потребности различных социальных групп общества.

Все виды цен, входящие в  качестве составных элементов в  единую систему цен, подразделяются в зависимости от характера обслуживаемого товарного оборота, времени и территории действия, процесса движения товара, стадий ценообразования и учета транспортных расходов.

 

5. Классификация  цен по характеру экономического  оборота.

 

В зависимости от характера  обслуживаемого оборота цены подразделяются на оптовые, закупочные, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы на производственные и бытовые услуги, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены включают издержки производства (себестоимость, чистый доход). Эти цены обслуживают оборот продукции промышленного производства, так как по ним промышленные предприятия производители реализуют свою продукцию предприятиям потребителям.

В связи с тем, что  через оптовые цены реализуется более 61% всего валового общественного продукта и практически осуществляется связь промышленности со всеми отраслями народного хозяйства, от правильного обоснования этих цен зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства.

Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством. Колхозы, совхозы продают свою продукцию государству; излишки сельскохозяйственной продукции, получаемой колхозниками, рабочими и служащими со своих приусадебных участков, также реализуются по закупочным ценам. Оборот товаров, реализуемый по закупочным ценам, составляет около 16%. В 1984 г. валовой общественный продукт сельского хозяйства составил 213,6 млрд. руб., в промышленности - 829,9 млрд руб. в фактически действовавших ценах.

Цена на продукцию  строительства, как уже упоминалось  в главе 1, имеет два вида: сметную  цену и прейскурантные цены на готовые  строительные объекты. По этим ценам  ведется расчет между заказчиками и строительными организациями, В том же 1984 г. по фактически действовавшим ценам продукции строительства было произведено валового общественного продукта на сумму 134,1 млрд. руб., что составляет около 10% от общего объема валового общественного продукта.

Розничные цены обслуживают  товарооборот между производителем и массовым потребителем, между государством и населением, а также между  колхозно-кооперативным сектором и  населением, между отдельными группами индивидуальных хозяйств и населением. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров массового потребления. На долю товаров народного потребления, реализованных в 1984 г. по розничным ценам, приходилось 227,2 млрд. руб., или 17% от всего валового общественного продукта.

Товары на колхозном рынке реализуются по розничным рыночным ценам, которые складываются свободно в условиях взаимодействия спроса и предложения.

Промежуточное положение  между государственными розничными ценами и ценами колхозного рынка  занимают розничные цены на товары, реализуемые через потребительскую кооперацию в порядке комиссионной торговли. Эти цены формируются так: потребительская кооперация закупает сельскохозяйственные продукты у колхозов и населения по договорным ценам, добавляют к ним собственные затраты и плановую величину накоплений. Уровень цен потребительской кооперации выше государственных. розничных цен, но ниже цен колхозного рынка.

 

6. Экономическое  содержание кооперативных и договорных  цен.

 

Развитие различных  форм кооперативной собственности  на средства производства выдвигает на передний план вопрос о формировании цен на продукцию, производимую кооперативами. В данном случае общие принципы формирования цен на результаты работ кооперативов остаются неизменными, т. е. цена устанавливается на уровне общественной стоимости результатов труда. Однако, учитывая особый статус кооперативной собственности, издержки производства в кооперативном секторе определяются ценами приобретения необходимых компонентов, из которых складывается общественная стоимость товаров. Вместе с тем цена готовых изделий кооперативных предприятий определяется существующей рыночной конъюнктурой, когда повышенный спрос на некоторые товары ведет к повышению цен в сторону превышения над общественно необходимыми затратами труда. С одной стороны, кооператив не может существовать и развиваться, если цены будут убыточными; с другой стороны, покупатель не будет платить чрезмерно высокую цену за товары, не обладающие соответствующими потребительными свойствами.

Кооперативы являются наиболее мобильными производителями товаров, спрос на которые государственные и другие предприятия не удовлетворяют. Цены на товары кооперативного сектора могут быть своего рода индикаторами неудовлетворенного спроса на соответствующую продукцию. Это при определенной мобильности плановых экономических органов и государственных предприятий, в руках которых находятся главные экономические рычаги управления экономикой, может и должно быть сигналом к практическим мерам по линии увеличения производства необходимых товаров для удовлетворения общественных потребностей и снижения цен до уровня соответствия их стоимости или общественно необходимым затратам труда. Государственные цены должны быть основой формирования розничных цен при торговле продуктами, производимыми кооперативами. Государство, являясь поставщиком основной массы средств производства для кооперативов, через ценовую политику на эти средства производства оказывает самое непосредственное влияние на ценообразование результатов труда кооперативного сектора.

С другой стороны, цены товаров государственных предприятий на аналогичную продукцию оказывают косвенное воздействие на цены товаров кооперативных предприятий.

Особое место в системе  цен, не испытывающих прямого воздействия  государственного регулирования, занимают договорные цены. По мере развития полного хозяйственного расчета, самофинансирования, оптовой торговли средствами производства и прямых хозяйственных связей сфера действия договорных цен будет расширяться. Широкое развитие в новых условиях получают договорные цены на товары народного потребления.

Информация о работе Правовые основы ценообразования