Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

В целях защиты мелких кредиторов право инициировать созыв собрания кредиторов предоставлено также  одной трети от общего числа конкурсных кредиторов независимо от числа их требований к должнику.

Для предотвращения умышленного  затягивания управляющим проведения

собрания кредиторов, когда  инициаторами выступают комитет  кредиторов или конкурсные кредиторы, статьей 54 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлен конкретный срок для его проведения. Указанный  срок не должен превышать четырнадцати дней со дня подачи управляющему заявления  о необходимости проведении собрания кредиторов [10, с. 32].

Из смысла Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» вытекает, что при  наличии достаточных оснований  для созыва собрания кредиторов управляющий  должен уведомить о месте и  времени его проведения всех лиц, имеющих право в соответствии со статьей 53 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» на участие в собрании кредиторов. Однако вышеуказанный Закон  Республики Беларусь не определяет четкого  порядка уведомления кредиторов о проведении собрания. Подразумевается  лишь, что в соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» сведения по делу о банкротстве (в данном случае о проведении собрания кредиторов) публикуются в средствах массовой информации. Именно через средства массовой информации конкурсные кредиторы  должны самостоятельно отслеживать  ход процедуры банкротства в  отношении своих должников [25, с. 38].

По общему правилу собрание кредиторов должно проводиться по месту  нахождения должника или хозяйственного суда, осуществляющего производство по данному делу о банкротстве. Однако статьей 54 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность  проведения собрания кредиторов в месте, указанном собранием кредиторов или комитетом кредиторов, главное, чтобы все конкурсные кредиторы  могли свободно собраться в предложенном месте и в назначенное время.

В первом общем собрании кредиторов принимают участие без  права голоса управляющий, судьи (судья), осуществляющие производство по данному  делу о банкротстве, руководитель должника и представитель работников должника, не являющихся кредиторами, а также  лица, вызванные хозяйственным судом  или управляющим, которыми могут  быть учредители должника, главный  бухгалтер и так далее [4, с. 38].

 На первом общем  собрании кредиторов предварительно  решается вопрос о санации  или ликвидации должника –  юридического лица либо прекращении  деятельности должника – индивидуального  предпринимателя и освобождении  его от долгов, а также решаются  иные вопросы, предусмотренные  Законом Республики Беларусь  «Об экономической несостоятельности  (банкротстве)».  Необходимо отметить, что собрание кредиторов вправе  вынести на обсуждение и принять  решение по любому вопросу,  связанному с обеспечением ведения  процедуры банкротства должника. Вместе с тем есть ряд вопросов, отнесенных к исключительной  компетенции общего собрания  кредиторов [38, с. 191]. Так, согласно статье 53 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»; принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего; принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; рассмотрение жалоб на действия управляющего; решение иных вопросов, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [31].

Общим принципом голосования  на собрании кредиторов является пропорциональность числа голосов сумме требований кредитора к должнику, признанных в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», установленных на дату проведения собрания кредиторов. Распределение  голосов пропорционально сумме  установленных требований кредиторов – традиционный подход в законодательстве о банкротстве многих стран. В  силу этой нормы кредиторы с большим  количеством установленных требований к должнику имеют большее влияние  на принимаемые собранием кредиторов решения. Поэтому, если у одного или  нескольких кредиторов сумма установленных  требований составляет в совокупности более половины от суммы требований всех кредиторов, они фактически принимают  все решения на собрании кредиторов [25, с. 41].

Собрание кредиторов, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», независимо от числа  голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на нем, правомочно при условии, что  о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы  были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в  предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время.

Последующие собрания кредиторов созываются по инициативе управляющего, хозяйственного суда, по заявлению  комитета кредиторов или конкурсных кредиторов, требования которых по денежным обязательствам, обязательным платежам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, составляют не менее одной  трети общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от общего числа конкурсных кредиторов [23, с. 192].

Решения  на собрании кредиторов  принимаются большинством  голосов

от числа  голосов конкурсных кредиторов,   присутствующих на   собрании.

Исключение представляют следующие вопросы, для принятия решения по которым требуется  большинство голосов от общего числа  голосов конкурсных кредиторов: утверждение  плана санации или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя  и освобождения его от долгов; заключение мирового соглашения; заявление в  хозяйственный суд ходатайства  об отстранении управляющего; установление условий конкурса в соответствии с частями третьей и четвертой  статьи 172 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [31] .

В том случае, если на собрании кредиторов не представлено необходимое  для принятия указанных в части  второй статьи 55 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  решений число  голосов конкурсных кредиторов, созывается повторное собрание кредиторов, которое  правомочно принимать такие решения  большинством голосов от числа голосов  конкурсных кредиторов, присутствующих на повторном собрании, при условии, что о времени, месте и цели проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время [25, с. 42].

Таким образом, конкурсные кредиторы  являются участниками собрания кредиторов с правом голоса. Кроме конкурсных кредиторов в собрании кредиторов должны участвовать управляющий, представитель  работников должника и судья хозяйственного суда, осуществляющий производство по конкретному делу о банкротстве. Хозяйственным судом или управляющим  для участия в собрании кредиторов могут быть вызваны и другие заинтересованные лица. Указанные категории участников не обладают правом голоса. Должник является участником собрания кредиторов, не обладающим правом голоса, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов,  присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

1.3.4 Правовое положение  комитета кредиторов в деле  об экономической несостоятельности  (банкротстве) 

 

Комитет кредиторов – специально создаваемый орган для выполнения двух основных функций: представления  интересов кредиторов и осуществления  контроля за действиями управляющего. Порядок осуществления контроля за действиями управляющего установлен частью 6 статьи 102, статьями 119, 134, 151 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с указанными нормами управляющий обязан предоставлять комитету кредиторов: отчет об использовании денежных средств должника по требованию комитета кредиторов; отчет об имуществе должника не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов; ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации; ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства [3, с. 212].

В случае, когда у должника, проходящего процедуру банкротства, количество конкурсных кредиторов менее  десяти, статьей 58 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлена возможность  не создавать дополнительный орган  – комитет кредиторов. В этом случае собрание кредиторов правомочно принять решение о выполнении собранием кредиторов функций комитета кредиторов.

Состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. Однако его состав ограничен –  могут быть включены представители  конкурсных кредиторов в количестве не более семи человек [4, с. 39].

Члены комитета кредиторов избираются на первом общем собрании кредиторов. Их полномочия распространяются на весь период конкурсного производства. Поскольку в силу статьи 58 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» в  состав комитета кредиторов включаются представители конкурсных кредиторов, то соответственно членами комитета кредиторов являются не конкурсные кредиторы  – юридические лица, а физические лица, уполномоченные быть представителями  конкурсных кредиторов. Таким образом, состав комитета кредиторов будет постоянным, поскольку конкурсные кредиторы  не смогут уполномочивать каждый раз  иных лиц на участие в заседании  комитета кредиторов [25, с. 42].

Выборы членов комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием, при котором решение принимается  по суммарному числу голосов, определяемому  в зависимости от размера требований кредитора. Это означает, что каждый из конкурсных кредиторов голосует по списку всех кандидатов, предложенных в комитет кредиторов, и имеет  право по своему усмотрению отдать свои голоса за одного или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие  наибольшее количество голосов [10, с. 32].

При таком голосовании  существенное значение имеет норма  части четвертой статьи 59 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)». В  соответствии с ней требование кредитора  по платежным обязательствам или  обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в размере десяти базовых величин  дает ему право на число голосов, равное числу членов комитета кредиторов [31]. Таким образом  могут обеспечиваться интересы меньшинства на собрании кредиторов.

Члены комитета кредиторов могут  избрать из своего состава  председателя

комитета    кредиторов. В основном    председатель  комитета   кредиторов

избирается  для    осуществления   постоянного     контроля   за   деятельностью

управляющего.   Если в комитете кредиторов более трех членов, председатель

комитета кредиторов избирается в обязательном порядке [25, с. 42].

В соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» председатель комитета кредиторов подписывает специальный  список требований, признанных на собрании кредиторов по защите требований [31]. Вышеуказанный  Закон Республики Беларусь не определяет конкретных полномочий председателя комитета кредиторов. Исходя из сущности его полномочий председатель комитета кредиторов может представлять комитет кредиторов, организовывать его деятельность, проводить заседания, а также выполнять иные функции, предоставленные ему комитетом кредиторов [25, с. 43].

В соответствии со статьей 58 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» комитет  кредиторов для выполнения возложенных  на него функций вправе:

1) требовать от управляющего  представления информации о финансовом  состоянии должника и ходе  санации или ходе ликвидационного  производства [31]. Таким образом,  кредиторы имеют реальную возможность  следить за ходом проведения  процедуры санации или ликвидации  должника, чтобы в случае возможного  нарушения их прав и интересов  они могли своевременно обратиться  за защитой в хозяйственный  суд, рассматривающий дело о  банкротстве. Как показывает практика, эффективной формой контроля за деятельностью управляющих является регулярное заслушивание их отчетов на общем собрании участников, а также проверка выписок движения денежных средств по счету. Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего, заключаются им только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов после уведомления об этом хозяйственного суда, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», иными законодательными актами или планом санации [4, с. 39];

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства