Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

2) обжаловать в хозяйственный  суд действия управляющего. Однако  конкретного порядка обжалования  комитетом кредиторов действий  управляющего в Законе Республики  Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не установлено. Применяется общий порядок подачи жалоб кредиторов, установленный статьей 50 вышеуказанного Закона Республики Беларусь. В соответствии с таким порядком жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов в процессе защитного периода или конкурсного производства рассматриваются в заседании хозяйственного суда не позднее четырнадцати дней со дня поступления указанных жалоб в хозяйственный суд [20, с. 64].

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов  от общего числа членов комитета кредиторов. Таким образом, отсутствует разница  между размером требований кредиторов – один участник комитета кредиторов обладает всего одним голосом. Такой  порядок голосования соответствует  сути выполняемых комитетом кредиторов функций и принимаемых решений, поскольку они не переплетаются  с основными полномочиями собрания кредиторов, где разница в требованиях кредиторов имеет принципиальное и решающее значение [25, с. 44].

Кроме перечисленных в  статье 58 Закона Республики Беларусь «Об  экономической несостоятельности (банкротстве)»  полномочий комитет кредиторов вправе принимать решения и по другим вопросам. В частности комитет  кредиторов может инициировать проведение собрания кредиторов. В случае если управляющий злоупотребляет своими полномочиями, комитет кредиторов может  рекомендовать собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и, более того, заявить в хозяйственный  суд ходатайство об освобождении управляющего от должности. При этом следует учитывать, что лица, участвующие  в деле о банкротстве, вправе обжаловать решения комитета кредиторов, принятые по фактам действий (бездействия) управляющих. Такие решения обжалуются в хозяйственном  суде, который рассматривает дело о банкротстве [19, с. 47].

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» отдельные  сделки, совершаемые управляющим  в отношении должника, согласовываются  с комитетом кредиторов. В этих случаях комитет кредиторов имеет  право принять решение об утверждении  или отказе в утверждении какой-либо сделки должника. Кроме того, комитет  кредиторов может представлять хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего [25, с. 45].

Таким образом, если число  конкурсных кредиторов составляет 10 и  более человек, для представления  интересов кредиторов и осуществления  контроля за деятельностью управляющего собрание кредиторов избирает комитет кредиторов, в который включаются представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек. Если количество конкурсных кредиторов менее 10 человек, решением первого общего собрания кредиторов может быть предусмотрено, что комитет кредиторов не избирается и его функции исполняет собрание кредиторов. Члены комитета кредиторов избираются на первом общем собрании кредиторов на период конкурсного производства кумулятивным голосованием. Если в комитете кредиторов более 3 членов, в обязательном порядке избирается председатель комитета кредиторов. Решения комитетом кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа его членов.

 

1.3.5 Правовой анализ  положения временного (антикризисного) управляющего в деле об экономической  несостоятельности (банкротстве)

 

В нынешних условиях следует  отдельно вести речь об антикризисных  управляющих, правовой статус которых  определен нормами Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», и об антикризисных  управляющих, правовой статус которых  определен нормами Указа   Президента   Республики   Беларусь № 508  «О некоторых вопросах

экономической несостоятельности (банкротства)».

Антикризисный управляющий  назначается хозяйственным судом  для реализации целей процедур банкротства  и осуществления иных полномочий в соответствии с нормами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Управляющий назначается  хозяйственным судом из числа  лиц, предложенных кредиторами, а когда  заявление о банкротстве должника подано самим должником, – из числа  лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [4, с. 40].

В зависимости от стадии процедуры банкротства управляющий  может быть временным управляющим (назначается при введении защитного  периода) или антикризисным управляющим (назначается в случае открытия конкурсного  производства). В качестве антикризисного управляющего в соответствии с нормами  Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» могут  выступать физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и организации со статусом юридического лица.  Физическое лицо и руководитель организации – управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно  экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не иметь судимости. Требование об отсутствии судимости  в отношении кандидатуры управляющего нуждается в уточнении, поскольку  в данном случае возникает вопрос о возможности аттестации физического  лица на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, при условии, что такое лицо имеет  судимость, которая снята или  погашена [64, с. 87].

Управляющий приступает к  исполнению своих обязанностей  с момента получения документа, удостоверяющего полномочия управляющего в отношении должника (удостоверение  управляющего), если иное не предусмотрено  определением (решением) хозяйственного суда. Указанный документ выдается со дня вынесения хозяйственным  судом соответствующего определения  или иного судебного акта. По окончании  исполнения своих обязанностей управляющий возвращает удостоверение управляющего в хозяйственный суд [63, с. 87].

Анализ прав и обязанностей управляющего, его ответственности  позволяет сделать вывод о  том, что, осуществляя свои полномочия указанный субъект должен учитывать  интересы и кредиторов, и должника, представлять отчеты о своей деятельности кредиторам, хозяйственному суду, государственному органу по делам о банкротстве, возмещать  причиненный им ущерб должнику и  кредиторам. Возникающий в этой связи  вопрос о правовом статусе управляющего носит дискуссионный характер [27, с. 88].

С одной стороны,  управляющий  назначается из числа лиц, предложенных

кредиторами. Многие действия управляющий совершает  после уведомления

кредиторов либо даже с их согласия.   Так, сделки, влекущие распоряжение

недвижимым  имуществом   или иным   имуществом   должника,   балансовая

стоимость которого на момент заключения сделок превышает двадцать процентов балансовой стоимости активов должника (крупные сделки), заключаются управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов после уведомления об этом хозяйственного суда. Однако окончательное решение этих и иных вопросов входит в компетенцию хозяйственного суда, то есть сделать убедительный вывод о том, что управляющий представляет интересы кредиторов, нельзя [11, с. 76].

С другой стороны, норма статьи 61 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» содержит прямое указание на то, что в производстве по делу о банкротстве управляющий  выступает от имени должника. Более  того со дня вынесения хозяйственным  судом определения об открытии конкурсного  производства полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих  в соответствии с правилами Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» к  другим лицам (органам) [64, с. 88].

В то же время временный  управляющий вправе предъявлять  в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, закрепленных в Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иных законодательных актах. Такие действия совершаются в первую очередь в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов. Приведенные правила свидетельствуют об отсутствии оснований для характеристики статуса управляющего как представителя должника [63, с. 89]. При этом следует учитывать норму статьи 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой управляющий при осуществлении своих функций не является представителем должника, хотя действует в чужих интересах, но от собственного имени [7]. Правда, между этой нормой и приведенной выше нормой статьи 61 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» усматривается явное противоречие. Нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривают исключения, когда управляющий выступает от имени должника, в частности, при предъявлении от имени должника исков в общий суд, хозяйственный суд или иные органы, разрешающие споры в отношении должника, при заключении мирового соглашения.

С позиции процессуального  права управляющий относится  к заинтересованным лицам. В этой связи возникает вопрос о пределах правовой заинтересованности управляющего [64, с. 88]. В соответствии с требованиями части 6, части 7 статьи 62 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий, во-первых, должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника, исполнять  свои обязанности разумно и добросовестно, во-вторых, он не может 

быть заинтересованным лицом  в отношении должника и кредиторов [31].

Таким образом, статус управляющего многогранен, его нельзя характеризовать  только посредством института представительства  интересов конкретного субъекта, что нельзя сказать об управляющих, назначаемых в соответствии с  правилами Указа Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» [5, с. 191]. В производстве по делу о банкротстве градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, а также организаций со статусом юридического лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, должников, в отношении которых государственные органы и организации предъявили ходатайство в хозяйственный суд о назначении временных (антикризисных) управляющих из числа предложенных ими кандидатур, временный (антикризисный) управляющий назначается в соответствии с решением государственного органа, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа [34].

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» определяет права  и обязанности управляющего, которые  достаточно объемны и разнообразны. В юридической литературе предложена многоступенчатая классификация прав и обязанностей управляющего в зависимости  от разных критериев. Для характеристики управляющего как участника процедуры  банкротства значение имеет классификация  прав и обязанностей в зависимости  от носителя последних:

1) общие – характерны  для любого управляющего, что  возможно в силу нормы части  4 статьи 33 Закона Республики Беларусь  «Об экономической несостоятельности  (банкротстве)»;

2) специальные – характерны  только для временного управляющего  или управляющего, назначаемого  с момента открытия конкурсного  производства [64, с. 89].

 Исходя из таких  критериев, можно сделать вывод  о том, что набор прав и  обязанностей управляющего зависит  от конкретной процедуры банкротства.  В процессе классификации права  и обязанности не будут разграничиваться, поскольку их специфика состоит  в том, что одно и то же  полномочие нормы Закона Республики  Беларусь «Об экономической несостоятельности  (банкротстве)» относят одновременно  и к правам и к обязанностям  управляющего. К группе общих  прав и обязанностей следует  отнести:

1) общие процессуальные  права и обязанности, которыми  обладает управляющий как лицо, участвующее в деле о банкротстве,  и специальные процессуальные  права и обязанности, закрепленные  за управляющим нормами Закона  Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)»  (право заявлять ходатайство в  случае своей временной нетрудоспособности  о временном исполнении обязанностей  управляющего другим лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к управляющему) [4, с. 192];

2) права и обязанности  по сбору сведений о предпринимательской  деятельности должника и его  имущественном положении. 

3) права и обязанности  по управлению имуществом должника, в частности, права и обязанности  обеспечивать сохранность имущества,  обязанность производить опись  (инвентаризацию) и оценку всего  движимого и недвижимого имущества  должника;

4) право и обязанность  проводить экспертизу финансово-хозяйственной  деятельности должника и анализ  финансового состояния и платежеспособности  должника самостоятельно или  с привлечением через хозяйственный  суд должника, необходимых экспертов  и специалистов [38, с. 196];

5) право входить в служебные  помещения должника и производить  в них осмотр;

6) обязанность устанавливать  кредиторов должника;

7) право на получение  вознаграждения;

8) обязанность не реже  одного раза в месяц представлять  в хозяйственный суд, орган  государственного управления по  делам о банкротстве, орган  (организацию), представивший его  кандидатуру, отчеты о своей  деятельности и об экономической  деятельности должника [34];

9) обязанность соблюдать  ограничения, установленные применительно  к такому виду экономической  деятельности, как деятельность  управляющего в производстве  по делу об экономической несостоятельности  (банкротстве): не заниматься иными  видами деятельности, кроме антикризисного  управления, преподавательской и  научной деятельности; осуществлять  права и (или) обязанности временного (антикризисного) управляющего и  (или) представителя временной  администрации не более чем  в одном производстве по делу  о банкротстве, за исключением  производств по делам о банкротстве  ликвидируемых должников – организаций  и отсутствующих должников [63, с. 88];

10)  обязанность   в   случае  обнаружения   данных,    свидетельствующих 

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства