Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

Отсутствие одного из вышеуказанных  оснований влечет возвращение заявления  кредитора. При этом за кредитором сохраняется  право повторного обращения в  хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении  соответствующих оснований [4, с. 35].

При предъявлении заявления  кредитор должен учитывать, что в  силу статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  состав и размер платежных  обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных  с ними отношений, определяются на момент подачи в хозяйственный суд заявления  о банкротстве должника, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [31].

Размер платежных обязательств по требованиям кредиторов к должнику считается установленным, если он подтвержден  вступившим в законную силу решением общего или хозяйственного суда, исполнительными  документами, а также в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Предъявляя соответствующее  заявление, кредитор должен представить  суду доказательства, подтверждающие наличие оснований для возбуждения  производства по делу о банкротстве. Закон Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» не содержит перечень конкретных доказательств, которые должен представить кредитор [43, с. 23]. Обратимся к постановлению  Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)». Согласно пункту 12 данного документа хозяйственные суды при оценке обстоятельств, связанных с наличием у кредитора достоверных и документально подтвержденных данных о неплатежеспособности должника, должны исходить из того, что кредитор, как правило, не имеет возможности получить полную информацию о неплатежеспособности    должника  [33].  Образец     заявления    кредитора   о

признании должника банкротом  наглядно представлен в приложении Б.

В подпункте 1.16 пункта 1 Указа  Президента Республики Беларусь «О некоторых  вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»  и статье 31 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» закреплено, что при соблюдении процессуальных и материальных условий хозяйственный  суд в месячный срок обязан возбудить  производство по делу со всеми вытекающими  последствиями, предусмотренными законодательством  о банкротстве [31]. 

Возбуждение дела о банкротстве  должника влечет ряд последствий  и ограничений, в том числе  и в отношении кредиторских требований. Остановимся на основных моментах, которые необходимо знать и соблюдать  кредитору, чтобы грамотно защитить свои права в деле о банкротстве.

Прежде всего, следует  отметить, что с момента открытия конкурсного производства все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном  Законом Республики Беларусь «Об  экономической несостоятельности (банкротстве)». Все имущественные требования к  должнику могут быть предъявлены  путем направления управляющему заявления о требованиях и  оспаривания принятого управляющим  решения в хозяйственный суд  или в собрание кредиторов (комитет  кредиторов), если такой порядок  установлен хозяйственным судом [43, с. 24].

Возможность предъявления иска по имущественному требованию предусмотрена  лишь для требований об исключении имущества из состава имущества  должника, порядок заявления которых  регулируется статьей 109 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». По требованиям неимущественного характера допускается предъявление иска к должнику в общеустановленном  порядке.

Заявление требований к должнику является правом кредитора, а не его  обязанностью. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику на любой  стадии производства по делу о признании  должника банкротом. Однако момент заявления  кредитором своего требования имеет  значение при определении группы очередности, в которую это требование будет включаться управляющим в  реестре и впоследствии при возможности  удовлетворяться [61, с. 51].

В силу статьи 93 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои  требования к должнику в течение двух месяцев со дня  опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Требование кредитора направляется управляющему либо в хозяйственный суд, ведущий  дело о банкротстве. Данные об управляющем  и суд, возбудивший дело о банкротстве  должника, указываются в объявлении об открытии конкурсного производства [31].

К требованию кредитора должны быть приложены документы, которые  позволяют признать размер требования кредитора установленным. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения и по результатам рассмотрения указанных требований (в случае их признания) вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов, о чем уведомляет кредиторов в срок, не превышающий семи дней со дня получения требования.

Если требование кредитора  не оформлено надлежащим образом, или  не представлены все необходимые  документы, или не заверены в установленном  порядке их копии, то для устранения выявленных погрешностей управляющий  предоставляет кредитору срок не менее семи рабочих дней со дня  получения кредитором сообщения  управляющего о необходимости устранения выявленных недостатков [24, с. 57]. Если по истечении срока, установленного управляющим, кредитором не устранены или не полностью  устранены выявленные погрешности, то требование считается непредъявленным, за исключением случая, когда хозяйственный  суд признает причину неустранения погрешностей в срок, установленный управляющим, уважительной.

Требования кредиторов, заявленные в течение двух месяцев со дня  опубликования объявления об открытии конкурсного производства и признанные в установленном порядке, включаются в реестр требований кредиторов и  удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьями 144–149 Закона Республики Беларусь «Об  экономической несостоятельности (банкротстве)» [43, с. 26].

В соответствии со статьей 144 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» вне  очереди покрываются судебные расходы  и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а  также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного  производства [31].

Требования кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей; во вторую очередь  производятся расчеты по выплате  выходных пособий и оплате труда  лиц, работающих у должника по трудовому  договору (контракту), и по выплате  вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;  в четвертую очередь удовлетворяются

требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника; в пятую очередь  производятся расчеты с другими  кредиторами [31].

Требования кредиторов, предъявленные  по истечении срока, предусмотренного для их предъявления, удовлетворяются  за счет имущества должника, оставшегося  после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный  срок.

Требования кредиторов первой и второй очереди, предъявленные  до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению. В этом случае удовлетворение требований других кредиторов приостанавливается до полного удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди [61, с. 52].

В случае если срок для предъявления требования кредитора был пропущен по уважительной причине и суд  признает эту причину уважительной, данный срок может быть судом восстановлен. Заявление о восстановлении срока  для предъявления требования кредитора  подается в хозяйственный суд, рассматривающий  дело о банкротстве, и рассматривается  в судебном заседании. По результатам  рассмотрения суд выносит определение [24, с. 58].

Таким образом, классификация  кредиторов достаточно обширная. Деление  кредиторов может проводиться по разным основаниям и положениям, оно  многочисленно. Для предъявления кредитором заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств необходимо одновременное  наличие совокупности оснований, которые  определены в подпункте 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической  несостоятельности (банкротства)». Кредиторы  вправе предъявить свои требования к  должнику в течение двух месяцев  со дня опубликования сообщения  об открытии конкурсного производства. Требование кредитора направляется управляющему либо в хозяйственный  суд, ведущий дело о банкротстве. Требования кредиторов удовлетворяются  в соответствии с очередностью, установленной  статьями 144–149 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

1.3.3 Правовое положение  собрания кредиторов в деле  об экономической несостоятельности  (банкротстве) 

 

Органами управления должником  в процедуре банкротства наряду с управляющим являются собрание кредиторов и комитет кредиторов. Вторая их основная функция – контроль за деятельностью управляющего.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев кредиторы  имеют недостаточно четкое представление  о полномочиях собрания кредиторов и комитета кредиторов, что приводит либо к формальному отношению  к участию в их работе либо к  злоупотреблениям в использовании  предоставленных законом полномочий и воспрепятствованию управляющему в эффективном ведении процедуры банкротства [25, с. 37].

 В состав собрания  кредиторов входят все конкурсные  кредиторы, обязательства должника  перед которыми признаны управляющим  в порядке, установленном статьей  93 Закона Республики Беларусь  «Об экономической несостоятельности  (банкротстве)», и включены в  реестр требований кредиторов. Основными  участниками собрания кредиторов  являются конкурсные кредиторы.  Для принятия соответствующих  решений они обладают правом  голоса. Кредиторы привилегированных  очередей, не относящиеся к числу  конкурсных кредиторов, не являются  участниками собрания кредиторов.

Таким образом,  для  получения  статуса участника собрания кредиторов

необходимо предъявление управляющему требования кредитора  и включение 

управляющим указанного требования в реестр требований кредиторов [4, с. 37].

Реестр  требований кредиторов – это документ, имеющий большое  практическое значение. Во-первых, на всех стадиях производства по делу о банкротстве  именно по реестру, а не по какому-либо иному списку определяются участники  собрания кредиторов, количество голосов  каждого из них. Во-вторых, именно исходя из реестра на стадии конкурсного производства удовлетворяются требования конкурсных кредиторов в порядке очередности, предусмотренной Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В реестре требований кредиторов указываются: имя (наименование) каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований каждого кредитора к должнику по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений; очередность удовлетворения каждого требования кредитора. Реестр требований кредиторов ведет управляющий [38, с. 193].

Кроме конкурсных кредиторов в собрании кредиторов должны участвовать  управляющий, представитель работников должника и судья хозяйственного суда, осуществляющий производство по конкретному делу о банкротстве. Хозяйственным судом или управляющим  для участия в собрании кредиторов могут быть вызваны и другие заинтересованные лица. Указанные категории участников не обладают правом голоса, однако могут  выступать по всем вопросам повестки дня собрания кредиторов. Еще одним участником собрания кредиторов, не обладающим правом голоса, является сам должник [23, с. 191]. В соответствии со статьей 92 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» он обязан лично присутствовать на собрании кредиторов и заседании комитета кредиторов, но лишь в случае, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий [31].

Основными субъектами, по чьей инициативе может быть созвано собрание кредиторов, являются управляющий и  хозяйственный суд, рассматривающий  конкретное дело о банкротстве. Кроме  указанных лиц инициаторами проведения собрания кредиторов могут быть комитет  кредиторов и конкурсные кредиторы. В этом случае основанием для проведения собрания кредиторов является соответствующее  заявление, поданное управляющему. Причем следует учитывать, что не каждый конкурсный кредитор может самостоятельно 

инициировать проведение такого собрания, поскольку право  подачи заявления кредитором о созыве собрания принадлежит лишь кредиторам, требования которых по денежным обязательствам, обязательным платежам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных  с ними отношений, составляют не менее  одной трети общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов [5, с. 190].

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства