Субъекты права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть субъекты применения норм права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения норм права 5
1.1. Применение права как особая форма его реализации 5
1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности 15
Глава 2. Деятельность правоприменительных органов 20
2.1. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности 20
2.2. Проблемы субъектов правоприменения и пути их преодоления 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

субъекты права.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты применения норм права 5

1.1. Применение права как особая форма его реализации 5

1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности 15

Глава 2. Деятельность правоприменительных органов 20

2.1. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности 20

2.2. Проблемы субъектов правоприменения и пути их преодоления 22

Заключение 28

Список литературы 30 

 

Введение

 
 

     Актуальность  темы исследования. Современные общественные процессы требуют стабильного и  динамичного правового регулирования, результативность которого зависит  от многих объективных факторов и, в  первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере  политической и государственной  власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных  органов и органов местного самоуправления.

     В условиях колоссальных преобразований российской действительности важно  осмыслить традиционную и новую  роль норм права как совершенного инструментария регулирования современных  общественных отношений. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, особым значением применения норм права как формы обеспечения  нормального развития различных  сфер общественной жизни.

     Вопросы применения норм права занимают одно из узловых мест среди актуальных проблем юридической науки. Особенно полно эта тема исследована в  общей теории права. Существенным образом  проанализирована специфика применения норм трудового и уголовного права. В последнее время появились  серьезные исследования применения норм конституционного права. В значительно  меньшей степени исследованы  формы, порядок и особенности  применения наиболее разнообразных, обладающих ярко выраженной спецификой норм административного  права.

     Применение  норм права представляет собой деятельность, осуществляемую компетентными органами, наделёнными государственно - властными  полномочиями. В отличие от соблюдения и использования, которые могут  быть осуществлены любыми субъектами права, применением занимаются только государственные органы и специально уполномоченные на то органы общественности.

     Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической  литературе вопросам применения норм права уделялось внимание многими  учеными, в частности, такими, как  С. С. Алексеев, Ф. А. Григорьев, В. М. Горшенев, В. П. Казимирчук, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, М. К. Маликов, П. В. Недбайло, В. М. Сырых, JL С. Явич и др. Однако результативность и алгоритм применения норм административного  права не являлись объектом внимания широкого круга ученых. За период более  чем 50 лет данной проблематике были посвящены научные труды Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, А. П. Коренева, М. Я. Масленикова, JI. Л. Попова, Ю. П. Соловья, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова  и др. Более двадцати пяти лет  комплексные исследования проблем  применения норм административного  права не проводились.

     Объект  исследования – нормы права.

     Предмет исследования – применение норм права.

     Цель  исследования – рассмотреть субъекты применения норм права.

     Исходя  из цели мы поставили следующие задачи:

     рассмотреть место и роль применения права  в правовом регулировании;

     охарактеризовать  субъекты применения норм права;

     проанализировать  деятельность правоприменительных  органов.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

     

Глава 1. Теоретические  аспекты применения норм права

1.1. Применение права как особая  форма его реализации

 
 

     Применение  права – одна из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение  – это решение конкретного  дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над  фактом с использованием нормы. Правоприменительный  акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей  волей законодателя»1.

     Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений  между людьми и их объединениями  шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной  деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел  при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства. Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где  правоотношение, с учетом его сложности  и важности с точки зрения решения  задач, стоящих перед властью, может  и должно быть создано лишь по решению  органа, который олицетворяет государственную  власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства  в лице его властных органов. Награждение  орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного  органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

     Особенно  важным становится применение права  в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство  в состоянии обеспечить оптимальное  и эффективное регулирование  общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а  так как потребности людей  постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей  деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного  регулирования различных сфер общественной жизни. Правоприменительная деятельность осуществляется различными государственными органами. Поэтому ученые разделяют 3 основные типа правоприменения:

  1. судебный (субъектом правосудия является суд)
  2. управленческий (субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Решение выступает как средство оперативного управления)
  3. административный (решения служат средством осуществлений функций государства в отношении граждан и юридических лиц)2

     Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции:

  • Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
  • Охрану и защиту права от нарушения.

     На  этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную3.

     Оперативно-исполнительная форма применения права – это  властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

     Правоохранительная  деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

     Цель  правоохраны – контроль за соответствием  деятельности субъектов права юридическим  предписаниям, за ее правомерностью, а  в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер  для восстановления нарушенного  правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих  правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для  так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов  контроля и арбитража. В то же время  и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд  общественных организаций также  занимаются этой деятельностью (вынесение  выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и  т.д.).

     Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым  не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.

     В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к  правовой ответственности, устраняющий  возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит  подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным  актом полномочий компетентного  органа.

     Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.

     Во-первых, по своей сущности применение права  выступает как организующая властная деятельность государства, посредством  которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между  различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов. Эта деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и  навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные  органы (суд, прокуратура, милиция и  т.д.); должностные лица (Президент  РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые  общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью  активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической  сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть  своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской  кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.

     Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это  не означает, что граждане не участвуют  в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление  гражданина о приеме на работу или  назначении пенсии и т.д.). Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как  «подведение конкретных бытовых  отношений под абстрактные нормы  права»4. Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права» Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права. Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Информация о работе Субъекты права