Субъекты права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть субъекты применения норм права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения норм права 5
1.1. Применение права как особая форма его реализации 5
1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности 15
Глава 2. Деятельность правоприменительных органов 20
2.1. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности 20
2.2. Проблемы субъектов правоприменения и пути их преодоления 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

субъекты права.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

     Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего  общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

     Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в  подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит  субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это  наделенный государством соответствующей  компетенцией активный участник правоприменительных  отношений, которому принадлежит ведущая  роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при  помощи акта применения права.

     В-третьих, в форме применения права реализуются  не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового  регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания  от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и  речи. Управомочивающие нормы и нормы  с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда  их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.

     В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных  процессуальным законом формах. Это  способствует укреплению законности и  правопорядка в обществе, обеспечению  защиты интересов личности. Существует определенная процедура правоприменительной  деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных  органов и должностных лиц. Степень  детализации порядка правоприменительной  деятельности различных органов  и должностных лиц не всегда одинакова.

     У судебных органов, рассматривающих  гражданские или уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами  соответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.

     Степень регламентации правоприменительной  деятельности других государственных  органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного  меньше, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать  в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной  власти, администрации предприятий  и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице  и другими вопросам правоприменительной  деятельности.

     В-пятых, применение права как самостоятельная  форма реализации – сложная, поскольку  ее осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации и во взаимном проникновении  друг в друга.

     В-шестых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий  начало и окончание и состоящий  из ряда последовательных стадий реализации права.

     В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового  акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

     В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными  во всех странах принципами. Среди  них важнейшее значение имеют  принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения  тех или иных решений.

     Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они  согласуются между собой?

     Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов  и должностных лиц закону в  процессе правоприменительной деятельности. Применение норм права, писал в связи  с этим Г. Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).

     Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан  или групп, а в интересах всего  общества. Разумеется, нельзя не считаться  с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал Г. Ф. Шершеневич (и  другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права  «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов  в этом направлении», выделяет их как  акты, обслуживающие в первую очередь  интересы господствующих слоев. Однако это вовсе не означает, что правоприменительные  органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип  социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным  условием их деятельности.

     Принцип целесообразности в правоприменительной  деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного  нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся  ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

     Принцип обоснованности правоприменительной  деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование  всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит  в основе других принципов. Нарушение  принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.

     Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в  противоречия. Суть их заключается  в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или  иных жизненных условиях, в процессе их применения.

     Раскрывая смысл «резкой противоречивости»  принципа справедливости и принципа целесообразности, Г. Ф. Шершеневич писал, что один принцип «протестует  против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства, порождаемого конкретным действием  нормы, и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами  данного момента». Другой принцип  отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов  во имя разума, способного постичь  многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения  с ними в конкретных условиях».

     При известном расхождении принципов  законности и целесообразности возникает  определенный «зазор», который позволяет  правоприменительному органу самому решать вопрос, с учетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании  принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения. Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.

     Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется  природой и характером этих отношений. В частности:

  • Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.)
  • Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздесудом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей
  • Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим
  • Когда общественное отношение в силу особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИББД и т.д.)
  • Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности

     Исходя  из вышеизложенного, применение права  можно определить как осуществляемую в специально установленных законом  формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права). 

1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности

 
 

     Одна  из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственный  характер, состоит в том, что применять  юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.

     Содержание  любых правоотношений неразрывно связано  с их субъектным составом. Именно специфика  субъектов определяет концептуальное обоснование применения норм права, место и роль в системе средств  обеспечения интересов государства, общества и личности. Это ценностно-структурная  основа административной правоприменительной  политики.

     Субъектами  правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный  орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной  процессуальной форме, установленной  законом.

     Наиболее  значительные, кардинальные изменения  в механизме правового регулирования  происходят как раз тогда, когда  существенно трансформируется его  концептуальной части. Давление со стороны  юридических фактов и новые ориентиры  могут вести к переосмыслению ранее утвержденных категорий. В  общественных отношениях, возникающих  по поводу применения норм административного  права, одновременно наличествует поведение, деятельность их субъектов, а так  же их полномочия. Но это лишь свидетельство  того что данный вид отраслевых правоотношений относиться к разряду общественных. В силу целевой определенности необходимо подчеркнуть, что, их фактическое содержание составляют властная деятельность компетентных субъектов по принятию правоприменительного акта, а юридическое содержание образуют полномочия по принятию такого рода индивидуального решения.

     Большинство правоприменительных органов –  органы государства5. Значительное число их административные органы, осуществляющие иногда довольно глубокую индивидуально-правовую деятельность (при социализме – в связи с необходимостью обеспечения планового руководства экономическим и социальным развитием, справедливым, на социалистических началах, распределением материальных благ из общественных фондов и др.).

     Органы, в обязанность которых входит оказывать специальную помощь в  реализации прав и обязанностей другими  субъектами права, именуются правоприменительными. Важно подчеркнуть, что в процессе выполнения правоприменительных функций  не создается право ни в объективном, ни в субъективном смысле. В ходе правоприменения на основе действующих  нормативных актов: а) устанавливается  наличие субъективных прав и обязанностей, равно как и их мера, в случае спора об этом, б) определяется момент действия или факт прекращения субъективных прав и обязанностей, в) осуществляется контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей.

Информация о работе Субъекты права