Субъекты налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание

Точное определение субъектов налогового права имеет важное практическое значение т.к. позволяет выявить круг лиц, которые вступают в налоговые отношения и действия их влекут юридически значимое последствие.
Только субъекты налогового права несут права и обязанности в соответствии с налоговым законодательстве.

Работа состоит из  1 файл

Субъекты налогового права.docx

— 23.82 Кб (Скачать документ)

Субъекты налогового права.

       Точное определение  субъектов налогового права имеет  важное практическое значение  т.к. позволяет выявить круг лиц, которые вступают в налоговые отношения и действия их влекут юридически значимое последствие. 

        Только субъекты  налогового права несут права  и обязанности в соответствии  с налоговым законодательстве.

Субъекты налогового права

 

Согласно ст.9 Налогового кодекса  РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, являются:

  1. организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
  3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в РФ;
  4. государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее - таможенные органы);
  5. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее - сборщики налогов и сборов) ;
  6. Минфин РФ , Минфин республик , финансовое управление (департаменты отдела ) администрации краев , властей, городов Москвы и С - П, автономной области, автономных округов, районов и городов ( далее - финансовые органы ) , иные уполномоченные органы - при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;
  7. органы государственных внебюджетных фондов;

 

 

 

Понятие и классификация норм налогового права. Акты налогового законодательства

 

Нормы налогового права являются первичным  элементом правовой регламентации  налоговых отношений и представляют собой установленное публичным  субъектом и обеспеченное государственным  принуждением правило поведения  участников отношений в налоговой  сфере. Нормы налогового права бывают:

 

  • регулятивными, содержащими предписанное правило поведения;

 

  • охранительными, предусматривающими меры государственного принуждения к лицам, виновным в нарушении законодательства о налогах и сборах.

 

Кроме того, в зависимости от характера  содержащихся в норме права предписаний  нормы налогового права подразделяют на:

 

  • управомочивающие, предоставляющие участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения. Этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель. В силу особенностей метода правового регулирования эти нормы не имеют широкого распространения;

 

  • обязывающие, которые содержат предписания, обязывающие участников налоговых отношений совершить определенные действия;

 

  • запретительные, предписывающие участникам налоговых отношений воздерживаться от определенных действий.

 

Существуют и иные классификации  налоговых норм.

 

Ст. 5 НК РФ установлены особые правила  вступления в силу актов законодательства:

  • о налогах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • о сборах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

 

Дата вступления нормативного правового  акта в силу (начало его действия) имеет важное юридическое значение, так как именно с этого момента  начинается действие нормативного акта также в пространстве и по кругу  лиц.

 

Федеральные законы, вносящие изменения  в НК РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах  и сборах субъектов Российской Федерации  и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом  их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 

Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие налоговые  ставки, размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют, те же акты налогового законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу.

 

В НК РФ не содержится специальных  норм, предусматривающих случаи прекращения  действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет  говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.

 

Действие нормативных правовых актов в пространстве позволяет  говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт. Ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция РФ и федеральные  законы действуют на всей территории нашей страны. Учитывая, что в  соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической  зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями, то регулирование налоговых  отношений здесь осуществляется только в тех пределах, которые  установлены актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные  правовые акты муниципальных образований  действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных  образований.

 

Что касается действия источников по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов гражданского права, если в соответствующем акте (норме  права) не установлено иное.

 

По кругу лиц нормативный  акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных  в законе, с учетом предусмотренных  в нем ограничений. Ст. 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

 

1) организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

 

В России резидентами считаются:

  1. физические лица, постоянно проживающие на ее территории, а также временно находящиеся за ее пределами;
  2. юридические лица с местонахождением в стране;
  3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством России и с местонахождением в ней;
  4. дипломатические представительства России, находящиеся за ее пределами;
  5. филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами России.

 

К числу нерезидентов относятся:

  1. физические лица, постоянно проживающие за пределами России, в т.ч. временно находящиеся на ее территории;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами России;
  3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами России;
  4. дипломатические и иные представительства, находящиеся в России;
  5. филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в России.

 

Экономический субъект является резидентом той страны, где находится его  основное место жительства, независимо от его гражданства. Резидентство фирмы определяется местом регистрации и нахождения, а не местом проведения операций.

 

Налогоплате́льщик — физическое лицо или организация, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

 

Налогоплательщики имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени,
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговым Кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

 

Налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;
  • вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте»;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;
  • в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 

  • Также налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
  • об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о реорганизации — в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.

 

Налоговый агент — в  российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджет.

Информация о работе Субъекты налогового права