Субъекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:58, контрольная работа

Описание

Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).
Субстратом работы является глава права автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.

Содержание

Введение
1. Понятие авторского права, функции и сфера деятельности
2. Субъекты авторского права
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Субъекты авторского права.docx

— 27.52 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение

1. Понятие авторского  права, функции и сфера деятельности

2. Субъекты авторского  права

Заключение

 

Введение

   

  Авторское право в  России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, — замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием  и использованием произведений науки  и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают  в качестве особого института  гражданского права. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".

Регулируемые авторским  правом имущественные и личные неимущественные  отношения связаны с созданием  и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское  право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Институт авторского права  заключает в себе специальные  и своеобразные черты, отличающие его  от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются  интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря  этому правоотношения, нормируемые  законом об авторском праве, выходят  далеко за пределы частногражданских  отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в  виду своеобразной правовой конструкции  этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством  и обменом результатов интеллектуального  труда, которые сохраняются вне  трудового процесса. Вместе с тем  создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.

В объективном смысле авторское  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения  по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства. В  субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неимущественные  права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть  такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).

Субстратом работы является глава права автора, без которой  вопрос о правомерности использования  произведения не был бы полностью  раскрыт. Основанием для подобного  заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.

 

1. Понятие авторского  права, функции и сфера деятельности

 

Авторское право в объективном  смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения  по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право в субъективном смысле – это совокупность правомочий неимущественного и имущественного характера, принадлежащих субъектам  авторского права.

Авторское право выполняет  четыре функции:

1. Признание авторства  и охрана произведений науки,  литературы и искусства. Авторское  право устанавливает охрану этих  произведений с момента их  создания. Авторское законодательство  не даёт общего определения  понятия произведения. Под произведением  следует понимать любую отвечающую  требованиям закона идеальную  систему научно-технических категорий  (произведений науки), литературных  и художественных образов (произведения  литературы и искусства). В законе  даются определения лишь отдельных  видов произведений, в частности  аудиовизуального произведения, базы  данных, программы для ЭВМ и  произведения декаративно0-прикладного  искусства.

2. Установление режима  использования произведений. Нормы  авторского права предусматривают,  кто и на каких условиях  вправе использовать охраняемое  произведение. Третьи лица вправе  использовать произведение лишь  с согласия обладателя исключительных  авторских прав.

 Авторское право не  регламентирует процедуру практического  применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и.т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

3. Наделение авторов произведений  науки, литературы, искусства и  иных правообладателей комплексом  личных и имущественных прав.

4. Защита данных прав.

 В соответствии с  Гражданским кодексом РФ авторское  право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные  на территории Российской Федерации  или необнародованные, но находящиеся  в какой-либо объективной форме  на территории Российской Федерации,  и признается за авторами (их  правопреемниками) независимо от  их гражданства;

2) на произведения, обнародованные  за пределами территории Российской  Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо  объективной форме за пределами  территории Российской Федерации,  и признается за авторами, являющимися  гражданами Российской Федерации  (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные  за пределами территории Российской  Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо  объективной форме за пределами  территории Российской Федерации,  и признается на территории  Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами  других государств и лицами  без гражданства в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации.

2. Произведение также  считается впервые обнародованным  путем опубликования в Российской  Федерации, если в течение тридцати  дней после даты первого опубликования  за пределами территории Российской  Федерации оно было опубликовано  на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении  на территории Российской Федерации  охраны произведению в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации автор произведения  или иной первоначальный правообладатель  определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории  Российской Федерации охраны  произведениям в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации осуществляется  в отношении произведений, не  перешедших в общественное достояние  в стране происхождения произведения  вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с  международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного  права на эти произведения, на территории Российской Федерации не может превышать  срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения  произведения.

Произведение также считается  опубликованным в РФ, если в течении 20 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор  произведения определяется по закону государства, на территории которого место  имел юридический факт, послужившим  основанием для обладания авторским  правом.

 

2. Субъекты авторского  права

 

Субъектами авторского права  являются лица, которым принадлежит  субъективное авторское право в  отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права  могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории  субъектов возникает в связи  с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано.

Носителем субъективного  авторского права является создатель  произведения, его подлинный автор  — человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится  к числу юридических актов, совершаемых  специально для достижения определенного  правового результата.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит  дело с осуществлением авторских  прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права  признаются не только граждане РФ, но и  иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

либо пользуются охраной  в соответствии с международными договорами РФ.

Авторские произведения нередко  создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой  единое целое и являлось результатом  творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Закон устанавливает, что  авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам  совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое  или состоит из частей, которые  могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить  на части; при "раздельном" соавторстве  каждый автор сохраняет право  на созданную лично им часть коллективного  произведения (если только в соглашении не указано иного).

Условием признания тех  или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве  не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

Информация о работе Субъекты авторского права